"НЕ НАВРЕДИ!"

Топливно-энергетический комплекс, несмотря на тяжелейший экономический кризис в России, полностью обеспечивает потребность страныв энергии и топливе. ТЭК стал едва ли не единственным стабилизатором отечественной экономики, главным донором бюджетов всех уровней и основным источником валютных поступлений. Образно говоря, это та самая курица, несущая золотые яйца, которую мы все должны беречь и лелеять. Это признал и президент Владимир Путин в своем выступлении на Всероссийском совещаниипо проблемам развития топливно-энергетического комплекса России в Сургуте в марте нынешнего года.

Однако сохранять такое ведущее положение с каждым годом становится все труднее и труднее. И дело здесь не в конкуренции с другими отраслями экономики. На их предсказываемый многими аналитиками подъем мы все пока только надеемся. За последние годы в топливно-энергетическом комплексе накопились серьезные проблемы. На них неоднократно обращали внимание ведущие специалисты и ученые, в том числе и из Сибирского отделения РАН. От решения проблем зависит, без преувеличения, жизнь всех россиян. Поэтому я и решил выступить перед широкой аудиторией читателей "Труда". Мы все должны знать, что нас может ожидать.
Вот первый печальный факт: с 1994 года в стране добывается значительно больше нефти и газа, чем приращивается запасов. Так, в период с 1994 по1999 годы запасов нефти подготовлено в 3,3 раза меньше, чем планировалось. Объемы глубокого бурения для подготовки запасов нефти и газа за последнее десятилетие упали почти в пять раз! Непрерывно ухудшается структура разрабатываемых запасов нефти и газа, увеличивается роль трудноизвлекаемых запасов, падают дебиты нефти, растет обводненность извлекаемого продукта. Кроме того, крайне медленно вводятся в разработку новые месторождения. В условиях принятой налоговой системы ТЭК испытывает острый дефицит инвестиций. Все это в совсем не далеком будущем может привести к резкому падению добычи нефти и газа. Надо ли говорить, что это нанесет сокрушительный удар по экономике страны, от которого она, возможно, уже никогда не сумеет оправиться? Резко ухудшится и без того невеселое положение россиян, в первую очередь бюджетников: врачей, учителей, военнослужащих, пенсионеров. Таким образом, чисто экономическая проблема сразу же превратится в острый социально- политический дестабилизирующий фактор.
Есть большая надежда, что на новом этапе реформ будут максимально поддержаны те положительные ростки нового, которые, несмотря ни на что, все же пробились через толщу недоразумений, сумятицы, неосмысленных шараханий и прочих "экономических экспериментов" последних лет. К росткам нового и разумного, безусловно, относится и новая система недропользования на основе соглашений о разделе продукции (СРП). Она реально стимулирует освоение месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, делает комплекс более привлекательным для крупных капиталовложений.
Все, кто профессионально занимается проблемами ТЭКа, хорошо знают, как тяжело и мучительно шел процесс законотворчества, а затем и само внедрение СРП. Надо признать: с самого начала наиболее последовательно работа в этом направлении осуществлялась в Министерстве топлива и энергетики (ныне в Министерстве энергетики) России. За последние семь лет там сложился высокопрофессиональный коллектив. Классные геологи, специалисты по разработке нефтяных и газовых месторождений, экологи, юристы, экономисты тщательно изучили весь зарубежный опыт в этой области и ныне в совершенстве владеют технико-экономическими и правовыми аспектами проблемы.
Именно они и должны успешно продолжить начатое дело. Понятно, как и во всяком новом деле, при организации работы по СРП и принятии конкретных решений не удалось избежать ошибок. Всякое начало трудно! Но первые шаги сделаны, появился положительный опыт. Уже к 2010 году добыча нефти на месторождениях, разрабатываемых на основе СРП, превысит сто миллионов тонн, а это четверть всей нефти, которая будет добываться в России к тому времени. Так что дело пошло, но оно требует внимания и поддержки.
В этой связи вызывает недоумение и опасение инициатива передать функции уполномоченного государственного органа по СРП в сфере нефти и газа от Минэнерго Минэкономразвитию. Это предложение широко обсуждается в последнее время. Зачем это делать? Когда же закончится зуд бесконечного "реформаторства"? Ведь хорошо известно, и, к сожалению, практика последних лет тому прекрасное подтверждение, что всякая непродуманная, ненужная, бестолковая реорганизация сильно вредит делу. Передача функции уполномоченного государственного органа по СРП в сфере нефти и газа от министерства, где уже есть профессионалы и необходимые структуры, в ведомство, где таковых нет и в ближайшие годы не будет, несомненно, нанесет большой ущерб делу, в лучшем случае затормозит его на несколько лет, расстроит с большим трудом сложившуюся систему подготовки решений в области СРП, приведет к снижению профессионального уровня принимаемых решений. Напомню, что речь идет об отрасли, на которой базируется благосостояние всей страны. При реструктурировании только начавшей вставать на ноги экономики надо, наконец, научиться применять главное правило врачей: "не навреди".
При подготовке соглашений о разделе продукции крайне важны специальные решения относительно оптимальных систем разработки углеводородных месторождений, долгосрочные прогнозы уровней добычи нефти и газа. Они могут быть приняты только на основе тщательно построенных моделей нефтяных и газовых месторождений. В составе Минэнерго уже многие годы существует и успешно функционирует Центральная комиссия по разработке нефтегазовых месторождений (ЦКР). Она рассматривает и утверждает технико-экономические обоснования проектов СРП, осуществляет контроль за технологиями и уровнями добычи нефти и газа, оберегает страну от хищнической эксплуатации месторождений. Эта единственная подобная структура в России, в составе которой трудятся лучшие специалисты в области разработки нефтегазовых месторождений. Если необходимо сломать отлаженный механизм, то хотелось бы услышать внятные разъяснения: во имя чего? Ведь только высокопрофессиональная работа уполномоченного государственного органа по СРП и ЦКР РФ позволяет принимать грамотные решения относительно уровней компенсационной и прибыльной продукции и пропорции раздела последней между государством и инвестором.
Я испытываю крайнюю тревогу за дальнейшее развитие всего топливно-энергетического комплекса и прошу правительство не принимать в настоящее время решение о передаче функций уполномоченного государственного органа по СРП в сфере нефти и газа от Минэнерго к Минэкономразвития. Преимуществ, которые даст такое решение, пока не видно, а вот недостатки его уже налицо. Сказанное, однако, не означает, что система государственного управления процессом подготовки соглашений о разделе продукции совершенна и не требует совершенствования. Отнюдь. Например, следует, на мой взгляд, рассмотреть вопрос о создании специальной межведомственной комиссии при правительстве во главе с вице-премьером для принятия окончательного решения. В комиссию в качестве членов могут войти высокопоставленные представители Минэнерго, Минфина, того же Минэкономразвития, Минприроды.
От решения этого вопроса зависит многое. Необходимо тщательно взвесить все последствия. Поэтому еще раз повторю: "Не навреди!"