НЕ УНИЖАЙТЕ ЕЕ "ВЫСОЧЕСТВО"

Владимир Травуш, что называется, знает Останкинскую башню "с пеленок". На его глазах вызревала идея ее сооружения у выдающегося советского конструктора Николая Васильевича Никитина (проект МГУ - тоже дело рук этого человека). Травуш вместе с учителем и строил ее.

- Владимир Ильич, как восприняли вы известие о пожаре на Останкинской башне?
- Как удар. Я был в Днепропетровске. Немедленно вернулся в Москву и с вокзала поехал в Останкино, где во вторник провел почти целый рабочий день.
- И каким вы нашли свое детище?
- Я тщательно обследовал все, что возможно, познакомился с данными о состоянии сооружения, уже полученными различными экспертами, и пришел к выводу, что башня достойно перенесла выпавшее на ее долю испытание.
- А я слышала о том, что при строительстве не были учтены все меры противопожарной безопасности... И что телецентр экономил на содержании как здания башни, так и технических служб. Это якобы и спровоцировало пожар.
- Не хочу опережать выводов компетентной комиссии о причинах возгорания - пусть она скажет свое слово. Все же остальное - полная ерунда. Все, что можно было предусмотреть для безопасной эксплуатации башни, в ней предусмотрено. Взять ту же автоматическую систему оповещения о возникшем пожаре. Она ведь сработала буквально на первый дымок. Благодаря этому людей, пришедших на экскурсию, мгновенно и без паники вывели с башни, и все они спокойно спустились вниз пешком по лестнице. В тот день в ресторане не было ни одного свободного столика. Представляете, каким могло быть число жертв.
И руководство телебашни я не могу упрекнуть в плохом содержании башни. Несколько институтов регулярно делают замеры буквально по всем параметрам - влиянию ветровых нагрузок, осадок фундамента, состоянию железобетонных поверхностей и состоянию тросов...
- Чем чревато для всех нас, и в первую очередь для жителей близлежащих с башней домов, ее отклонение в сторону на 18-19 градусов, о котором сообщили многие СМИ?
- Признаюсь, именно это сообщение больше всего взволновало меня. Но слава Богу, башня как стояла вертикально, так и стоит. Геодезисты уверяют, что наклон самый обычный - всего на несколько минут. Да и с какой стати ей клониться-то ?
- Так тросы же перегорели!
- Но они же не имеют никакого отношения к устойчивости башни, Тросы не крепятся к земле. Ну представьте себе, что вы протянули между полом и потолком несколько веревок, а потом разрезали их. Разве дом после этого перестанет прочно стоять на земле? Примерно такая же ситуация и здесь.
- Но 1000-градусная температура горения не могла не сделать башню хрупкой?
- Ну откуда взялись данные об этой сумасшедшей температуре? Датчик вертолета, облетавшего башню в течение всего пожара, ни разу не зафиксировал ничего похожего. И пожарники утверждают, что такого быть не могло, они же все время ходили там из одного помещения в другое. Элементарное наблюдение: металлические части башни деформировались бы уже при температуре градусов в 500. Но металл выдержал огонь на протяжении почти суток! Я сам вместе со всей комиссией спокойно поднялся, а потом спустился вниз по металлическим ступеням - не обломились, никто не рухнул.
- Какое будущее у башни?
- Восстанавливать ее надо скорее. С таким предложением вышла к правительству страны комиссия Госстроя РФ. Министр Лесин придерживается такой же точки зрения.
- А может, все же от греха подальше снести башню и новую построить?
- Когда вашу квартиру заливает сосед сверху, вы сносите весь дом? Нет. Ремонтируете. Вот и тут надо что-то подремонтировать, что-то заменить, где-то почистить, подкрасить... Кое-что новенькое, конечно, добавить, учитывая, что прошло 33 года, в течение которых строительные технологии не стояли на месте. У нас, например, готов проект увеличения высоты башни на 22 метра, что откроет перед Россией неограниченные возможности для расширения числа телеканалов.