По данным Высшей школы экономики, более 40% россиян не хватает денег на покупку еды или одежды
Более чем 41% россиян не хватает средств на покупку еды или одежды. Да и показатель «субъективной бедности», когда люди сами зачисляют себя в малоимущие, тоже вырос до 19%... Такие данные приводят эксперты Высшей школы экономики. Ну и что человек в таких обстоятельствах может себе позволить?
Борис Кагарлицкий, директор ИГСО
— Мы наблюдаем отложенные последствия кризиса, проявившегося год назад. Обнажившийся субъективный уровень сознания бедности достиг объективных показателей именно тогда. Если ваши доходы резко упали — вы не сразу почувствуете шаткость своего положения, потребуется год для отрезвления. Если осенью ситуация ухудшится, это будет осознаваться народом уже быстрее и куда более остро. Почувствуем ослабление рубля, подорожают импортные товары. А импортозамещение лишь частично решает проблему. С 2017-го правительство пообещало изменить расчет налога на имущество физических лиц с опорой на его кадастровую стоимость. А это дополнительное налоговое бремя, и вполне серьезное. Разумеется, и моя семья экономит. Потратили на отдых почти в два раза меньше, чем в прошлом году. Да и я сам почти не покупал новой одежды за последний год.
Андрей Колесников, руководитель программы Московского центра Карнеги
— Сжимается средний класс, беднеет на глазах. Все больше тех, кто выбирает стратегию негативной адаптации: привыкать к худшим обстоятельствам, отказываться от товаров длительного пользования, экономить на еде и одежде. Впрочем, до голодных бунтов пока далеко: хватает денег гасить недовольство. Лично я берегу средства, стараюсь не экономить только на детях. Командировки помогают посмотреть мир, но курс валют бьет по кошельку, и от многих радостей пришлось отказаться.
Александр Кашапов, экономист, журналист nsn.fm
— Вполне ожидаемая картина. Инфляция растет, а доходы сокращаются из-за снижения и задержек зарплат. Падение доходов и рост бедности острее других чувствуют пенсионеры, матери-одиночки, представители малооплачиваемых профессий. Людям среднего уровня жизни пока есть на чем сэкономить. Но объективно доля бедных заметно увеличивается. Зарплаты явно не поспевают за инфляцией. Улучшений я бы не ждал, скорее наоборот. А мне не хватает средств на квартиру в Москве. Езжу в Италию, но уже без помощи турагентств, выбирая хостелы подешевле. Хотя в глазах пенсионера я бешусь с жиру...
Петр Золотарев, председатель профкомитета МПРА, Самарская область
— Как и многие тольяттинцы, потерявшие работу на «АвтоВАЗе», пока сижу без работы. Пособие по безработице — 4900 рублей в месяц. Попробуйте пожить на эти деньги. Не хватает даже на самую дешевую еду и коммуналку. Вообще, горько живем: в родном городе падает спрос, меньше торгуют. Многие тольяттинцы выезжают из города на заработки.