В красках ЗИЛа нет черной?

Культурная акция на территории бывшего завода заставила и помечтать, и задуматься о грустном

На территории ЗИЛа состоялась броская акция: пять команд молодых художников раскрасили пять грузовиков ЗИЛ-130, которые затем станут уличными экспонатами нового жилого квартала бизнес-класса, сооружаемого здесь и намеченного к полному вводу в 2022 году. Впечатлениями от события и мыслями о судьбе исторического для Москвы и всей страны места делится корреспондент «Труда».

Три квадратных километра, которые занимал когда-то знаменитый завод, производивший грузовики и суперлимузины, представляют сегодня пестрое зрелище. Где-то сохраняются давно не работающие по назначению обветшавшие цеха, сдаваемые в аренду под склады и телестудии. Где-то их уже снесли и построили футуристический ледовый стадион. Та часть, о которой речь сегодня – 65 гектаров, уже практически очищенных от заводских сооружений Единственное, что осталось – пожарное депо с каланчой.

Депо решили сохранить, более того, сделать чем-то вроде культурного центра создаваемого жилого района. Рассказывает генеральный директор фирмы-девелопера Валерий Забелин:

-- Жилой комплекс будет вводиться поочередно с 2017 по 2022 годы. Две зоны: среднеэтажная, до 14 этажей – у излучины Москвы-реки, зона бульвара – до 150 метров высоты. Общее число жителей – 36 тысяч. Будет и концертный зал-трансформер на 3000 человек. В 2020 году построим московский филиал петербургского Эрмитажа площадью 10 тысяч квадратных метров для постоянной экспозиции фондов современного искусства и выставок. Должно получиться красиво – конкурс выиграл проект известного американского архитектора Хани Рашида. Стоимость же всего проекта по сооружению микрорайона – около 130 миллиардов рублей.

Направляемся к депо. Энергичные 120 ударов в минуту, посылаемые диджейским пультом для подбадривания молодых художников, замечательно монтируются с ритмичной «музыкой» перфораторов, в ста метрах отсюда добивающих старые фундаменты ЗИЛа. А вот и пять сохранившихся образчиков того, что в добиваемых цехах производилось. Грузовики ЗИЛ-130, одна из легендарных моделей, стоявшая на главном конвейере с начала 1960-х по середину 1990-х. Машины очень потрепанные, но под руками молодых ребят, прошедших предварительный конкурс (команд-претендентов было 30, отобрано для финала 5) они будто «меняются в лице». Никита, архитектор и графический дизайнер, назвал свой проект «Плюшеделика» – и вправду, его машина в фиолетово-желто-бело-красных разводах начинает походить на добрую плюшевую игрушку.

Никита Фокер (так он представляется в кругу коллег) со своей «Плюшеделикой», впоследствии переименованной в «Летний день»

У Юли, выпускницы художественного факультета Педуниверситета, грузовик становится небесно-голубым и населяется белыми существами, похожими на инопланетян. Компьютерный дизайнер Женя сперва называет свое творение витиевато: «Хаотическое разбрасывание цветных точек по поверхности грузовика», но потом поправляется: а давайте он будет просто «Леденец». Максим, архитектор и декоратор интерьеров, хочет напомнить горожанам, уткнувшимся в смартфоны, чтобы они почаще замечали живую жизнь – желто-зеленые лужайки, катающихся по ним велосипедистов… Дима, наоборот, старается сюжетов избежать, а абстрактными зигзагами и кричащими цветами вселить в людей энергию. Он мог бы, как известный спортивный клуб, написать девиз: в красках ЗИЛа нет черной.

У названия работы Юли Ефимовой «Мысли» – двойной смысл: это и существительное, и глагол

Под вечер Валерий Забелин, посоветовавшись с другими членами жюри – представителями столичного объединения «Артмоссфера», галереи Street Kit, стрит-арт-фестиваля «Арт Овраг 2014», – награждает победителей соревнования художников. Суммы для молодых уличных живописцев, да еще в кризис вполне себе: 10 тысяч рублей за «Леденец», 20 – за «Мысли» (так называется голубое чудо) и 30 – за «Плюшеделику», которую по ходу дела ради большей понятности переименовали в «Летний день».

И все же, спрашиваю Валерия Викторовича, не жалко ли, что к месту строительства мы подъехали на иномарках, а могли бы на машинах с отечественным знаком ЗИЛ? Ведь ЗИСы (так они тогда назывались) помогли выиграть войну, ЗИС-5 – основная тягловая лошадка Победы. Те же ЗИЛ-130 по-прежнему бегают по дорогам десятков стран: машина крепкая, не зря имела золотую медаль Лейпцигской ярмарки.

– Бесспорно, жалко. Для нас, как для всех москвичей, россиян, это наша история, трудовая слава. Но завод прекратил существование по экономическим причинам. И если возродить его не хватило сил у всей России, то вряд ли сможем сделать это мы, девелоперская компания: все-таки совсем другой бизнес. А вот способствовать поддержанию памяти о ЗИЛе считаем своим долгом. Тот самый бульвар, о котором я сказал, заложен еще строителями завода, приведем его в порядок, отреставрируем фасады выходящих на него зданий, т.к. это памятник архитектуры, творение братьев Весниных. Ну и эти пять машин, что сегодня раскрасили уличные художники, а также многие выкупленные нами зиловские станки займут достойное место на территории комплекса как арт-объекты.

Валерий Забелин подводит итоги конкурса

Ну хоть так, подумалось на обратном пути. Но что будет с остальными сооружениями, которые не подконтрольны компании Валерия Забелина? Например, с линией выходящих на Третье транспортное кольцо корпусов? Половина из них уже снесена, чтобы открыть путь к упомянутому дворцу спорта. Но половина существует – там, где еще красуется гордая, хотя запылившаяся надпись «Акционерное московское общество завод им. И.А.Лихачева» с длинным рядом орденов и стоит памятник тому самому легендарному директору Ивану Лихачеву. Это – замечательная архитектура конструктивизма, которую наверняка можно было бы эффектно и эффективно использовать для города, если бы у ее владельцев нашлась на то воля.

Только есть ли она? В судьбе снесенных корпусов, мне кажется – ответ на этот вопрос. Как и в том, что единственное сохранившееся дореволюционное здание общества АМО сейчас отдано Музею хоккейной славы. Спору нет, нужное учреждение, но место ли ему там, где хоккей обитает без году неделя? Не логичнее ли было бы здесь находиться музею автомобильной славы России?

Так ведь и был здесь музей ЗИЛа еще до недавних месяцев! И на территории завода стоял памятник тому самому ЗИС-5, грузовику-воину. Но теперь все это оказалось не нужно стране, которая проспала, что дело ее главного автопроизводителя, в отличие от коллег (ВАЗа, ГАЗа, КАМАЗа, УАЗа и других заводов, нашедших себя в новой реальности), втихую спущено под откос.

Надеемся, памятник Ивану Лихачеву не разделит судьбу закрытого музея ЗИЛа

Может быть, нынешние строители решатся взять музей под свое крыло? А пока – спасибо им хотя бы за те пять грузовиков, что сохранят память о восьми десятилетиях трудовой славы ЗИЛа.