С 1 августа вступает в силу антипиратский закон, по которому сайты с нелегальным контентом будут блокироваться
Завтра, 1 августа, вступит в силу так называемый «Закон о пиратстве», позволяющий по решению Мосгорсуда блокировать страницы с нелегальным контентом в интернете. Что это — решительные действия в защиту правообладателей или жесткая мера по ограничению свободы в Сети?
Законопроект Минкультуры «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» был впервые вынесен на рассмотрение Госдумы 6 июня депутатами всех фракций, кроме ЛДПР. Инициативе обеспечили очень быстрое продвижение. Первое чтение состоялось 14 июня, а уже 21-го, в ходе сразу второго и третьего чтений, документ приняли 337 голосами «за» при 1 «против». За нарушение его норм рядовым гражданам грозят штрафы 5 тысяч рублей, должностным лицам — 50 тысяч, юридическим — от 300 тысяч до 1 млн рублей.
Конечно, меры по пресечению пиратства нужно было предпринять уже давно. Например, в США в 2011 году убытки киноиндустрии от него превысили 20 млрд долларов, а в России кинокомпании из-за нелегального скачивания недополучают одну шестую кассы. Мировой опыт борьбы с пиратством обширен. Чаще всего нелегальное распространение и скачивание контента карается штрафом, но нередко лоббируются и более жесткие меры. Например, во Франции за злостное пиратство полагается штраф 300 тысяч евро или три года тюремного заключения. В Японии — 2 года тюрьмы или штраф 1 млн иен.
В России привлечению к ответственности подлежат две группы лиц: интернет-провайдеры, то есть те, кто обеспечивает передачу информации, и сайты — те, кто ее распространяет. Это множество «торрент-трекеров», онлайн-хранилищ файлов и файлообменников. Интересно, что блокировать планируется не конкретный материал по ссылке (URL), а всю интернет-площадку по ее IP-адресу: мол, пусть она сама разбирается со своим нарушителем. Например, если на какой-либо сайт был загружен отрывок нового русского блокбастера, то планируется блокировать не сам отрывок и ведущую на него ссылку, но весь сайт целиком.
Центральное звено нового закона — Мосгорсуд. Именно туда будут обращаться правообладатели с требованием закрыть тот или иной ресурс, именно решение Мосгорсуда следует представить Роскомнадзору, который, в свою очередь, будет контактировать с провайдерами и сайтами. Временные рамки поставлены очень жесткие: на все операции дается до 3 дней. Как это реализовать имеющимися силами — закон умалчивает. Скорее всего, и без того длинные очереди за судебным решением еще возрастут, вплоть до полной остановки работы.
Теперь, после новых запретов, в интернете можно просматривать фильмы на платных сайтах — в так называемых онлайн-кинотеатрах. Большинство лент здесь — в свободном доступе, но чтобы смотреть новинки, нужно покупать подписку стоимостью 300–400 рублей в месяц. Эти ресурсы в основном живут за счет рекламы. Но и здесь нужно быть острожным: никаких гарантий, что вы не наткнетесь на «кинотеатр», который будет за деньги продавать нелегальный контент. Выход один: обращать внимание на авторитет сайта и понимать, что бесплатного просмотра только что прошумевшего в прокате фильма не бывает.
Очевидные нестыковки закона обеспокоили интернет-отрасль. Ни в коем случае не выступая против самой идеи упорядочивания трафика интеллектуальной собственности, «голубые фишки» пытались внести изменения в документ после первого чтения. Так, Yandex и Google назвали проект «технически нереализуемым» и высказали предположение, что он повлечет отток русского пользователя на зарубежные интернет-ресурсы, а также породит людоедские способы конкурентной борьбы, когда одна компания будет специально доносить на другую, чтобы добиться блокировки ресурса соперника хотя бы на 3 дня. Эксперты заметили и другую «дыру» в инициативе: школьные онлайн-библиотеки подвергнутся массовым проверкам и окажутся заблокированными. Многие вообще увидели в спешно принятом законе прежде всего механизм для закрытия неугодных кому-либо сайтов. К сожалению, Госдума не учла ни одного из этих замечаний.
«На взгляд большинства экспертов, закон сырой и недоделанный, — делится с «Трудом» генеральный директор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. — Конечно, какой-то (думаю, незначительный) рост легальных продаж он принесет. Но работать с ним будет очень тяжело. Наши суды абсолютно не готовы к сложным интеллектуальным спорам, не могут отличить один ресурс от другого и тем более вынести правомерное решение. Скорее всего, на первых порах закон будет успешно обходиться».
Недовольны и рядовые пользователи. Общественное движение «Роскомсвобода» собрало уже 50 тысяч голосов за петицию об отмене «Закона против пиратства». Это же движение планирует интернет-забастовку в день принятия закона: завтра такие сайты, как электронные библиотеки и энциклопедии, будут закрыты на протяжении всего дня. Напомним, что в воскресенье 28 июля лидер Пиратской партии России Павел Рассудов организовал митинг против нового закона около метро «Улица 1905 года». Правда, удалось собрать всего 500 человек, но такие же акции прошли в Санкт-Петербурге, Томске, Казани и Бийске.
Учитывая возможности интернета, можно догадаться, что это только начало волны протестов. Для сравнения: в США законопроект 2011 года SOPA (Stop Online Piracy Act), требовавший мгновенной блокировки любого ресурса по первому запросу правообладателя и тюремного заключения всем, кто участвовал в распространении нелегальной информации, от пользователя до провайдера, вызвал такое негодование, что Google собрал 4,5 млн подписей против инициативы еще в ходе ее обсуждения конгрессом. Американские и английские филиалы «Википедии» закрылись на забастовку. В итоге рассмотрение SOPA было отложено на неопределенный срок.
У нас же ситуация будет только усугубляться: осенью Госдума предполагает распространить меры регулирования на музыкальный трафик. Там проблема еще серьезнее: по уверению Евгения Сафронова, при всех усилиях таких уважаемых сервисов, как «Яндекс. музыка» или добросовестные мобильные операторы, практически все деньги уходят пиратам. Но если законодатели примут столь же поспешный, непродуманный, не подкрепленный организационно документ, это приведет лишь к переселению пиратов на сервисы какой-нибудь экзотической африканской страны, откуда они продолжат делать свое черное дело.