Вот и Малый театр в Москве закрывается на масштабную реконструкцию
Перед предыдущей реконструкций в 1949 году знаменитые старики Малого просили об одном: «Вы только крышу не поднимайте, а то улетят души тех, кто отдал этому дому всю свою жизнь». Строителей, проводящих нынешнюю реконструкцию, фундамент беспокоит гораздо больше, чем кровля. Духов, хранящих «Дом Островского», они тревожить не намерены.
Концепцию реконструкции Малого театра разработали еще в 2004 году. Как водится, без споров и выявления недочетов не обошлось. Для того чтобы устранить недостатки еще до начала работ, пришлось вносить существенные изменения в проектную документацию, согласовывать их в соответствующих инстанциях и, естественно, заново проходить государственную экспертизу. И вот наконец свершилось: все подписи и печати поставлены, работы начались и уже идут полным ходом.
Начали с самого важного и основного — с фундамента. Под здание подводится огромная бетонная плита, укладывается новая гидроизоляция, а сам фундамент укрепляется с помощью высокотехнологичных опор — так называемых джет-свай. В шурфы малого диаметра под большим давлением закачивается цемент, который, смешиваясь с грунтом, создает опору значительно большего диаметра, чем изначальный шурф. Преимущество этой технологии в том, что она максимально щадит здание, которое, как известно, является памятником культурного наследия федерального значения. Существующие подвалы театра будут заглублены в грунт на 2-2,5 метра. Старый коллектор реки Неглинки, проложенный когда-то прямо под зданием театра, а потом из соображений безопасности заглушенный, будет демонтирован. В результате театр получит более 500 квадратных метров дополнительных площадей, на которых разместятся инженерные службы. Но главное — будет проложен коммуникационный коридор, охватывающий все зоны театра, по которому сотрудники смогут быстро попадать в нужное место, минуя лабиринты надземных коридоров (там никакая нить Ариадны не поможет), и свободно перемещать декорации из хранилищ к сцене.
Декорации для Малого театра — особая головная боль. Здание ведь изначально было жилым особняком, а вовсе не театром. К этой миссии его пришлось приспосабливать. Для хранения декораций и инвентаря было выделено не слишком просторное, зато непомерно высокое помещение, использовать которое полностью оказалось невозможно. Теперь благодаря адаптированной к нуждам театра кассетной технологии хранения декораций будет задействовано все имеющееся пространство. И это не единственная радость. В старинном здании не то что каждый метр — сантиметр площади на вес золота! И потому производственные цеха Малого не одно десятилетие существовали в пространственном режиме субмарины. А теперь у театра появится свой комплекс театрально-художественных мастерских и складов в Нагатино площадью 7,5 тысячи квадратных метров.
Если все пойдет как задумано, то уже в апреле 2014-го к строителям подключатся реставраторы и специалисты по театральным технологиям. Появятся современное световое и звуковое оборудование, аппаратура усиления звука для слабослышащих граждан и для синхронного перевода спектаклей иностранных гастролеров, лифты и пандусы для инвалидов-колясочников. Намного комфортнее себя почувствуют и обычные зрители: расстояние между рядами станет больше, а очереди в туалетные комнаты — меньше. Историческое Щепкинское фойе расширят и превратят в многофункциональный зал для камерных спектаклей и выставок. Получит новое помещение и давно закрытый музей: чтобы осмотреть его экспозицию, теперь не обязательно будет покупать билет на спектакль.
А что же верным зрителям Малого, прикажете ждать окончания ремонтных и реставрационных работ? Новый, 258-й сезон откроется 10 октября в филиале на Ордынке, а на основной сцене — 1 декабря. По давно установленной традиции первым спектаклем станет «Горе от ума». А полный цикл работ по реконструкции планируется завершить в 2016 году.
Напоследок — ложка дегтя. Строительные леса и заборы перед фасадом одного из старейших театров страны рано или поздно исчезнут. А вот коммерческая автомобильная стоянка, скорее всего, останется. И ладно бы речь шла только о невозможности любоваться архитектурными красотами, хотя парковка прямо у главного входа — явное неуважение к театру. Видимо, интересы покупателей гламурного ЦУМа по соседству для города важнее. Причем настолько, что соответствующее ведомство категорически отказывается увеличить количество мест для служебных машин театра, привозящих старейших актеров, увы, не отличающихся крепким здоровьем, на спектакли и репетиции. Не волнует чиновников и то, что с обратного фасада театра такая же стоянка мешает разгрузке фур с декорациями. Да, их можно разгружать ночью. Но для этого, учитывая запрет на передвижение по столице в ночное время большегрузного автотранспорта, нужны специальные пропуска, а их театру, несмотря на многочисленные просьбы, так до сих пор и не выдали. Или среди нынешних столичных руководителей нет людей, неравнодушных к театру?
ГОЛОС
Юрий Соломин, народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра
— Изначально было запланировано, что реконструкция продлится до 2018 года, но мы обратились в Министерство культуры с просьбой пересмотреть сроки финансирования работ, чтобы завершить их уже в 2016 году, и нам пошли навстречу. У нас такая команда (и наш директор не даст мне соврать), что никакого долгостроя, как это нередко происходит в других театрах при подобных обстоятельствах, у нас не будет. За сохранность здания я не боюсь: мы с нашими строителями уже год живем бок о бок, в лицо всех знаем, в одном буфете питаемся. Всем бы так!