НЕ СТАЛО БЕРГМАНА

Горькая весть пришла из Швеции. Вчера у себя дома на 90-м году жизни умер великий шведский кинорежиссер Ингмар Бергман. По словам сестры гения, он ушел "тихо и спокойно". Как, собственно, и жил в последние годы, найдя уединение на безлюдном острове Фаре в Балтийском море, отгородившись от людей, от досужего внимания журналистов, которое ему никогда не льстило.

Смерть окончательно высветила очевидную для всех любителей кино истину: это был один из крупнейших мастеров мирового экрана. Наряду с Феллини, Бунюэлем, Висконти, Куросавой он по праву входит в пантеон величайших кинорежиссеров ХХ века. Самый кассовый режиссер мирового кино Стивен Спилберг с завистью говорил, что хотел бы походить на Бергмана. А другой американский корифей Вуди Аллен признавался, что "со времен изобретения кинокамеры, он, возможно, лучший из мастеров кино". И в этой оценке нет ни грана преувеличения.
Новатор, первопроходец, гигант, Бергман был в первую очередь невероятным тружеником. Он без устали снимал по одному, а то и по два фильма в год - независимо от настроения, состояния здоровья, перипетий сложной личной жизни (Бергман был женат пять раз, от разных жен у него родилось 9 детей). А кроме того, писал сценарии, ставил спектакли (его любимыми авторами были Шекспир, Стриндберг, Чехов, Ибсен), работал на радио, телевидении, основал Европейскую киноакадемию...
Начав творческую деятельность в 1940 году, он поставил 50 (!) фильмов, в том числе такие общепризнанные шедевры, как "Земляничная поляна", "Улыбки летней ночи", "Седьмая печать", "Молчание", "Источник", "Сцены из супружеской жизни", "Змеиное яйцо", "Осенняя соната", "Фанни и Александр"...
Сумрачный шведский гений (так иногда именовали режиссера за суровый нрав) никогда не шел на поводу у публики, он снимал только то кино, которое сам хотел снимать. Это было кино больших проблем и крупных мыслей, кино, отражающее сложные философские, интеллектуальные поиски ХХ века. Бергман пришел в искусство со своими актерами, воспитанными им по особой системе, со своей концепцией мира, которую он проводил в каждой картине, со своей - всегда узнаваемой - стилистикой, которую любой киноман отличит буквально по одному кадру.
После фильма "Фанни и Александр", за который мастер получил 4 "Оскара" (а всего в его копилке 9 статуэток американской киноакадемии, множество наград самых престижных кинофестивалей), Бергман практически ушел из большого кино. Но продолжал оказывать на него влияние своими великими фильмами, самим фактом своего присутствия в мире. Сам он не любил пересматривать свои фильма, находя их депрессивными. Но именно благодаря его творчеству во многом сформировался уникальный стиль Андрея Тарковского. На его лентах учились сотни других кинематографистов, для которых Ингмар Бергман навсегда останется символом искусства кино.