Напомним, что в прошлом году поток иномарок был приостановлен введением более высоких пошлин. Но это касалось машин подержанных, а ввоз новых продолжал нарастать. По оценкам экспертов, сегодня на долю "иностранцев" уже приходится 15 процентов легкового автопарка. Лидером оказалась японская фирма, продавшая за полгода в России почти 20 тысяч машин. На пятки японцам наступают корейские производители, втрое увеличившие объемы автоэкспорта. Рост их популярности в принципе объясним: стоимость самых ходовых моделей находится в диапазоне 10 - 14 тысяч долларов. К тому же японцы, например, просто не выпускают машины без кондиционеров, в то время как европейцы за эту опцию накручивают дополнительную плату. Тяга наших граждан к авто с Востока подкрепляется их ценой в долларах, в то время как автомобили зоны ЕС номинированы в евро, курс которого сильно вырос. Рост продаж объясняется также повышением реальных доходов граждан и развитием автокредитования.
Потенциал нашего рынка стимулирует зарубежные автоконцерны переносить производство в Россию. Те, кто первым сел на этот поезд, теперь собирают богатый урожай. Иномарки "отверточной" сборки имеют самую впечатляющую динамику продаж. Достаточно сказать, что в 2003 году производство иностранных автомобилей на территории России увеличилось в 5 раз - до 55 тысяч машин. Желающие купить американский автомобиль, собираемый во Всеволжске, за полгода записываются в очередь. Если в прошлом году завод собрал 16,2 тысячи машин, то в этом собирается выпустить 25 тысяч штук. Если так пойдет дальше, то в ближайшее время иномарки российской сборки сильно потеснят на рынке привозные машины.
Экспансия иностранцев, успевших завоевать почти четверть российского рынка, заставляет подтянуться отечественных производителей. В первом полугодии российские автозаводы добились заметного прогресса, выпустив 534 тысячи машин - на 16,5 процента больше, чем за тот же период 2003 года. А ВАЗ недавно даже несколько снизил цены - "Лады" и "Самары" подешевели на 1,2 - 1,7 тысячи рублей, классические "Жигули" - на 2,4 тысячи рублей.
Впрочем, в среднем ценовом диапазоне (около 10 тысяч долларов) только вазовская "десятка" испытывает серьезное конкурентное давление иномарок. Остальные наши машины гораздо дешевле зарубежных аналогов, чем и объясняется их популярность среди небогатых автолюбителей. Однако развитие рынка кредитования продаж автомашин со временем сведет на нет ценовое преимущество "Лады".
Некоторые эксперты предсказывают, что уже в ближайшие два-три года треть нашего авторынка будет занята иномарками. На днях Минэкономразвития заявило о намерении предоставить льготы зарубежным компаниям, выпускающим машины в России. Как ожидается, это позволит привлечь инвестиции в российский автопром. О намерении развернуть у нас производство уже объявили несколько западных автоконцернов. При этом всем совершенно понятно, что деньги потекут отнюдь не в сторону волжских берегов и в конкурентной борьбе с иноземцами нашим заводам не выстоять.
Остается добавить, что в 2003 году россияне потратили на покупку новых машин порядка 12 млрд. долларов. И объемы продаж продолжают расти. Можно не сомневаться, что иностранцы не упустят свой шанс заработать. Похоже, правительство устало поддерживать отечественный автопром и решило в конце концов "сдать" отрасль в обмен на уступки Запада в переговорах по вступлению России в ВТО.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Гайрат САЛИМОВ, аналитик инвестиционной компании:
- Рынок продаж иномарок будет расти вместе с ростом доходов российского населения. Ожидается, что к 2010 году продажи вырастут до 3 млн. машин. При этом мощности наших автозаводов могут быть увеличены в лучшем случае в 1,3 раза. Весь остальной спрос будет удовлетворен за счет импорта и сборки иномарок в России. Последнее направление считается самым перспективным в плане насыщения рынка. Однако предсказывать в этой связи близкий конец российского автопрома было бы весьма опрометчиво. Маловероятно, что иностранцы смогут поколебать прочные позиции отечественных автопроизводителей, доля которых на рынке в любом случае будет составлять не менее 50 процентов. Но так будет до тех пор, пока азиатские автогиганты не приступят к строительству заводов в России. В отличие от европейцев и американцев, конкуренты с Востока имеют обыкновение строить автозаводы мощностью до 100 тысяч в год и вести агрессивную политику в отношении конкурентов. За счет снижения себестоимости они предлагают покупателям качественные и недорогие автомобили. Вряд ли они захотят упустить единственный в Европе растущий и очень объемный российский рынок.