ИННА МАКАРОВА: ТРУД АКТЕРА НЕВОЗМОЖЕН БЕЗ ТАЙНЫ

Она - кумир нескольких поколений. Фильмы с участием этой блестящей актрисы вошли в золотой фонд отечественного кинематографа: "Молодая гвардия", "Дело Румянцева", "Высота", "Дорогой мой человек", "Девчата", "Женитьба Бальзаминова", "Женщины", "Вас вызывает Таймыр", "Мертвые души"... Ее снимали Герасимов, Пудовкин, Хейфиц, Зархи, Швейцер. Партнерами были Баталов и Рыбников, Мордюкова и Гурченко, Гарин и Вицин. Инна Макарова - бывшая супруга Сергея Бондарчука, мать актрисы и режиссера Натальи Бондарчук.

- Инна Владимировна, не стало СССР, но вы по-прежнему носите звание союзной народной артистки, и вас любят в России и всех других странах, где знают ваших ярких героинь, начиная с Любы Шевцовой из "Молодой гвардии"... Банальный вопрос: актерами рождаются или становятся?
- Банальный ответ: по-всякому бывает. Я родилась в сибирском городке Тайга, детство и юность провела в Новосибирске. Во время войны поступила в Алма-Ате в эвакуированный туда ВГИК, окончила его уже в Москве. Институт, конечно, дает основу, но настоящим артистом можно стать, только если попадешь в хорошие режиссерские руки. Мне с режиссерами повезло. Что касается тайны творчества, то пытаться понять ее не только невозможно, но и вредно, потому что без тайны труд артиста теряет очарование и смысл.
- Последние годы вас не видно в новых фильмах...
- Я действительно почти не снимаюсь, и меня это совершенно не беспокоит: то, что сегодня выходит на экраны, и смотреть-то не всегда хочется. Конечно, есть предложения, но я дорожу своими зрителями и где попало сниматься не стану ни за что. Соглашаюсь только, когда очень интересно. А иначе зачем? Молодые актеры ведь работают на износ, забывая о здоровье. Я не могу себе такое позволить, а главное, сценарий должен быть написан специально на меня. Вообще я и в молодости была достаточно независимой, а с годами и вовсе разучилась подстраиваться. Поэтому и в Театре-студии киноактера теперь меня редко можно увидеть. Но я много езжу по стране, даю концерты, встречаюсь с людьми. Общение с ними дает мне силы и приносит радость.
Очень люблю филармоническое чтение. Чехов, Бунин, Паустовский, Астафьев - это все "мои" авторы. Несколько раз за сезон случаются дальние поездки. В прошлом году побывала на Прохоровом поле под Белгородом, на гастролях в Благовещенске, а День шахтера отметила в Кемерове. Встречали очень тепло. Тулеев наградил меня медалью "За особый вклад в развитие Кузбасса". Этой весной вместе с Толей Кузнецовым и Зиной Кириенко ездили в Пензу. Не так давно выступала в Звенигороде на вечере памяти Любови Орловой. И почитала, и спела. И удовольствие получила, что совершенно нормально.
- Вы не светский человек?
- Это уж точно. Само слово "тусовка" терпеть не могу. И потом не хочу я светиться на экране с бокалом шампанского в руке и бутербродом с икрой, если многие вокруг живут хуже, да что там - ужасно живут.
- Одиночества не боитесь?
- Я самодостаточна. Мне нравится оставаться наедине с собой - скучно не бывает. Люблю природу, книги, музыку. Но я не затворница, езжу каждый год на Открытый кинофестиваль стран СНГ и Балтии, я там в составе оргкомитета. Побывала на первом "Золотом Витязе" у Николая Бурляева - меня тогда номинировали на премию вместе с Тихоновым и Мордюковой. Несколько лет назад работала в жюри Ялтинского кинофестиваля, всегда присутствую на открытии нашего Московского. Осенью меня зовут в Геленджик. Надеюсь, что эта поездка не совпадет с фестивалем в Анапе.
- Если хорошие современные отечественные ленты можно по пальцам пересчитать, то есть ли необходимость устраивать так много фестивалей?
- Знали бы вы, как бывают счастливы артисты стран СНГ вырваться на эти праздники кино. Ведь они затворники в своих республиках. И потом у нас не хватает интересных режиссеров и интересных кинодраматургов, но очень много замечательных актеров. А по фильмам, представленным на конкурс, можно понять, куда идет наш кинематограф.
- И как вы относитесь к нашему новому кино?
- По-разному. Есть "В августе 44-го", "Империя под ударом", "Петербургские тайны" и фильм "Звезда", о котором сейчас много говорят. А есть картины, которые и называть не хочется, не то что обсуждать. В свое время с удовольствием смотрела сериал про ментов, правда, нравилось там не все. От чего меня тошнит - так это от бразильских сериалов. Зачем показывают такую дрянь? А в наших фильмах отпугивает агрессия, особенно женская. Конечно, кинематограф отражает жизнь, но это не значит, что по всем программам должны идти триллеры и боевики. Такое впечатление, что половина страны ворует, убивает и насилует, а другая половина раскрывает преступления.
- Вы смотрите по телевизору фильмы с вашим участием?
- Смотрю, когда получается. Сказать, что люблю все картины одинаково, было бы лукавством. Конечно, мне дороги и "Молодая гвардия", и "Высота", и "Женщины". Долго перечислять - фильмов около пятидесяти. Со временем оценки меняются, что-то устаревает. В 98-м году "Молодую гвардию" транслировали по 31-му каналу ТВ. Перед началом фильма я выступила в прямом эфире, а на следующий день на меня обрушился шквал звонков от зрителей, потом пошли письма с благодарностью. В этом году исполняется 60 лет подпольной организации. Говорят, что совсем недавно "Молодую гвардию", урезанную и перелопаченную, показывали по одному из центральных каналов - главная тема заглушена. Сама я не видела, хотя хорошо, что вообще показали.
- Инна Владимировна, какие из сыгранных вами героинь вам наиболее близки?
- Я - актриса, и мне случалось играть совершенно чуждых мне людей. Но вот Варя в фильме "Дорогой мой человек" написана для меня, с меня, под меня... Какая я на самом деле? Разве расскажешь об этом в интервью?
- Как вы считаете, жизнь меняет человека?
- Конечно, она ставит ему подножки и строит рожки. Горьких дней в жизни каждого больше, чем радостных: расставания с близкими, беспокойные думы про детей, а потом и внуков, отсутствие приличных ролей, наконец. Возьмем даже любовь - говорят, она приближает человека к Богу. Но сколько здесь драм и даже трагедий... Мне повезло с моим вторым мужем. Мы вместе уже много лет. Он, кстати, совсем не из актерской среды... Наверное, без мучений человек - не человек. Изменилась ли я? Хочется думать, что не очень. Во всяком случае, перед каждым выходом на сцену волнуюсь, как ученица.
- Несколько лет назад у вас вышла художественно-документальная книжка "Благодарение", предисловие к ней написал Станислав Ростоцкий. Он же советовал вам тогда продолжить свои воспоминания.
- Я надеюсь, что продолжение последует. А почему вы не спрашиваете, как мне, актрисе, пришла мысль о книге?
- Сейчас все актеры пишут мемуары. Но у вас, я знаю, случай особый.
- После смерти мамы - писательницы Анны Герман - я много времени провела, разбирая ее архивы. Нашла кучу интересных бумаг и документов. Перечитала их и поняла, что обязана сделать книгу. Там было много о Сергее Герасимове, Тамаре Макаровой, Александре Фадееве, даже о Сталине...
- У вас в холле огромная библиотека, да и выросли вы в семье, где не расставались с книгой. Что для вас чтение?
- И работа, и отдых. По правде говоря, это мое основное занятие. В разное время меня по-своему волновали и Чехов, и Достоевский, и Толстой. Мне нравятся наши "деревенщики", с трудом сдерживаю слезы, когда читаю Виктора Астафьева. Ярким литератором был Юрий Нагибин, после него остались потрясающие по своей откровенности вещи. Кстати, он написал сценарии к четырем фильмам с моим участием. Я вообще играла в картинах по сценариям замечательных писателей: Бориса Горбатова, Галины Николаевой, Юрия Германа, Георгия Владимова, Андрея Битова, Виктории Токаревой...
Меня привлекает здоровая литература. Никакой клиники я не люблю. В искусстве ее быть не должно, а больные должны лечиться - тут не о чем спорить.
- Кого конкретно вы имеете в виду?
- Не Достоевского, конечно. У него есть сильные люди, есть слабые, но все они живые. Не нравится мне, например, проза Людмилы Петрушевской. Это странная женщина, и то, что она пишет, часто просто страшно или нельзя читать. Совсем другое дело - Виктория Токарева. С героинями ее рассказов я встречаюсь в жизни постоянно.
- Если бы Токарева написала для вас еще один сценарий?
- В этом фильме я снялась бы обязательно.