Напомним, что в субботу на авиационном празднике подо Львовом выполнявший фигуры высшего
Напомним, что в субботу на авиационном празднике подо Львовом выполнявший фигуры высшего пилотажа истребитель Су-27 внезапно рухнул на головы зрителей, погубив 83 человека. А днем позже в Подмосковье при взлете из аэропорта "Шереметьево-1" упал на землю и взорвался летевший без пассажиров в Санкт-Петербург лайнер Ил-86 "Пулковских авиалиний". Из 16 членов экипажа, находившихся на его борту, погибли 14.
Уже известны первые данные, содержащиеся в бортовых самописцах разбившегося Ил-86. Основываясь на этих сведениях, председатель комиссии по расследованию причин аварии Ил-86, начальник отдела полевого расследования Межгосударственного авиационного комитета Валерий Черняев считает, что на сегодня главная версия несчастья - необъяснимое пока отклонение в работе стабилизатора (одной из горизонтальных плоскостей крыла, обеспечивающих устойчивость самолета при взлете и посадке). Во всяком случае, уже известно, что через две секунды после отрыва от взлетно-посадочной полосы стабилизатор почему-то начал уходить в крайнее положение и принял угол атаки в 12 градусов. Стало ли это следствием ошибки экипажа или сбоя в работе автоматики - еще предстоит уточнить. Нос не успевшего набрать скорость лайнера принялся резко задираться вверх. Заметив опасность, опытнейший командир корабля Константин Иванов, который провел за штурвалом самолетов подобного типа около 13 тысяч часов, попытался выправить нештатную ситуацию. Однако пилоту не хватило запаса высоты.
Все произошло настолько стремительно, что Иванов, видимо, даже не успел подать экипажу ни единой команды. Во всяком случае, никаких записей о переговорах на борту лайнера речевые самописцы не сохранили. Но сохранилась техническая параметрическая информация о работе основных систем и оборудования авиалайнера. Ее расшифровка, надеются в Межгосударственном авиационном комитете, поможет найти ответы на вопросы, которые еще остаются. Например, проверял ли, как этого требует инструкция, экипаж накануне взлета тот самый стабилизатор?
Корреспондент "Труда" попросил представителей компании "Пулковские авиалинии" высказать свою версию трагедии. И услыхал совершенно неожиданное. Авторитетный петербургский эксперт, директор компании "Спарк" Вадим Базыкин полагает, что погибший экипаж Ил-86 мог столкнуться при взлете с так называемым "сдвигом ветра". Его преодоление на малой скорости и небольшой высоте практически невозможно. В истории отечественной авиации, утверждает наш собеседник, такие случаи бывали.