Попасть в тюрьму 10-миллионного города Тяньцзинь (понятное дело, в качестве экскурсанта) мне
Попасть в тюрьму 10-миллионного города Тяньцзинь (понятное дело, в качестве экскурсанта) мне помогли коллеги из Всекитайской ассоциации журналистов.
Тюрьма делится на два участка - тот, где располагается администрация, и собственно "зону" со всей инфраструктурой, присущей подобного рода заведениям. Днем несут службу порядка 400 надзирателей и охранников, средняя зарплата которых составляет примерно 1200 юаней, то есть около 150 долларов. На ночь остаются только дежурные. Ночная смена предусмотрена каждые 4 дня, поэтому можно с уверенностью предположить, что от заката и до рассвета численность караула не превышает сотню "штыков".
Две трети зэков - не старше 35 лет. 22 процента осуждены за преступления, связанные с насилием, 25 процентов - за кражи, 10 процентов - за изнасилования, 7 процентов - за экономические преступления. Есть здесь и смертники (приговоренные к высшей мере наказания), и те, кому приведение в исполнение смертного приговора отсрочено на 2 года (как правило, таким "вышка" заменяется потом пожизненным заключением). На вопрос об общем количестве заключенных начальник тюрьмы Чэнь Жуйцзинь вежливо отвечает, что это "не подлежит разглашению". Не вдаваясь в подробности, предложил ознакомиться с бытом осужденных, предупредив о необходимости строго следовать инструкциям сопровождающих.
Вдоль неприступной на вид высокой и толстенной ограды - колючая проволока и вездесущие телекамеры. Первый пункт экскурсии - трехэтажный дом свиданий заключенных с родными и близкими. На первом этаже - зал ожидания. На втором - обитатели тюрьмы под надзором охранников через стеклянную перегородку в течение получаса переговариваются по телефону с пришедшими их навестить. Разумеется, все передачи проверяются. Здесь же магазин, где посетители по сносным ценам могут купить продукты для заключенных.
Этажом выше - мини-гостиница с небольшими (не более 10 кв. метров) номерами и нехитрой мебелью: кровать, телевизор, стол, рукомойник. В комнате N 5 - 49-летний Цзян и приехавшая к нему жена. Он попал сюда за экономическое преступление на 3 года, осталось еще 1 год 9 месяцев. В тюрьме Цзян делает газету. Трехдневное свидание с родными - вид поощрения для тех, кто отличается примерным поведением, поясняет комиссар тюрьмы Кан Юншэн. Если в семье заключенного происходят крупные события (скажем, кончина, реже - свадьба и рождение ребенка у кого-либо из ближайших родственников), ему могут дать отпуск под надзором, то есть в сопровождении полицейских.
В тяньцзиньской тюрьме совмещаются два типа воздействия на ее обитателей - наказание и перевоспитание (идеологическое, правовое, культурное), причем упор делается на второе. Главная задача - вернуть обществу нормального гражданина, возродить личность, а не задавить или унизить ее. Да, в отношениях между заключенными иногда возникают проблемы, признает Чэнь Жуйцзинь. Однако охотников поиздеваться над сокамерниками здесь быстро приводят в чувство. Как и особенно "буйных", упорно не желающих соблюдать режим - их отправляют в карцер на 15 суток. Для тех, кто недоволен здешними порядками, в ряде мест (комната свиданий, столовая, санчасть и даже туалеты) оборудованы специальные ящики для писем в тюремные инстанции - своего рода "книги жалоб и предложений".
Из дома свиданий переходим в столовую. В роли поваров - все те же зэки. Кстати, кулинарное искусство - одна из специальностей, которым обучаются заключенные. Возле входа вывешено меню, рядом - доска с оценками качества приготовленной пищи. Вот как выглядит обычное меню: завтрак - рисовая каша, яйцо, фрукт, чай со сладкой лепешкой; обед - мясное блюдо, овощной салат, плошка риса, чай; ужин - рыба, рис, овощной салат, чай. По праздникам предусмотрено дополнительное питание, включая фруктовые десерты.
Комиссар Кан сообщил примерный распорядок дня зэков. Подъем в 6.30. 7.30-8.00 - завтрак, затем - трехчасовая трудовая повинность. С 11.30 до 12.00 - обед, получасовой отдых, затем-опять работа. В 17.30 - ужин. До 19.00 - учеба (для желающих) или свободное время. Перекличка - в 21.00, через час - отбой.
В мастерских зэки трудятся не покладая рук - делают игрушки, разукрашивают маски традиционной китайской оперы, режут по дереву. Зарабатывают в среднем 200 юаней (около 25 долларов) в месяц.
Санчасть как санчасть - обычные кабинеты врачей, снующие взад-вперед медсестры. Аптека, процедурные, изолятор. Все как в обычной больнице... Неподалеку - корпус, где содержатся заключенные. В просторном вестибюле вывешена таблица с оценкой поведения узников: указаны положительные и отрицательные баллы, плюсы за прилежание и минусы за нерадивость, недисциплинированность.
Заходим в одну из камер. Здесь тесновато. Пять двухъярусных коек, на окне - стальная решетка. Заключенные, одетые в темно-серо-голубые робы, покорно отвечают на вопросы. 51-летний Ван до ареста работал в государственной фирме в провинции Хэбэй, осужден за махинации на 7 лет. На тюремный быт не жалуется, питанием доволен. В свободное время читает или играет в китайские шахматы. К нему периодически приезжают жена и 17-летний сын. Рядом сокамерник - 29-летний Ху из города Таншань, отбывает 6-летнее наказание за ограбление. Раскаивается в содеянном, надеется наверстать потраченные здесь молодые годы. Холост.
Экскурсия по тюрьме закончена. На память дарят сувениры, выполненные руками зэков, - дощечки из добротной красной древесины с металлической гравюрой фасада тюрьмы. Прощаемся с тюремным начальством и в ответ, конечно, не слышим привычных слов "Приезжайте еще!" Здесь это не принято...