Бакалавров больше не будет

В России стартует анонсированная два года назад реформа высшего образования, предусматривающая отказ от европейской Болонской системы

Термины «бакалавр» и «магистр» исчезнут из лексикона, не успев толком прижиться в русском языке. А что это изменит для абитуриентов и студентов? И сколько им теперь придется учиться?

«В системе высшего образования, которая появится с 2025 года, не будет понятия «бакалавр», — заявил возглавляющий Минобрнауки Валерий Фальков. На смену бакалавриату придет понятие «базовое высшее образование» с продолжительностью обучения от четырех до шести лет. Магистратура тоже исчезнет, теперь этот уровень будет называться «специализированное высшее образование», его длительность составит от года до трех лет. Аспирантуру также выделят в отдельный уровень.

Пока нововведения будут тестироваться в шести вузах России, в основном по инженерным специальностям: в МАИ, МИСИС, МПГУ, Санкт-Петербургском горном университете, Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта и Национальном исследовательском Томском государственном университете. Их абитуриенты уже этим летом будут поступать по-новому. В остальных вузах прием пройдет по старой системе, в том числе на бакалавриат. Но с 2026 года новая модель охватит уже более тысячи отечественных вузов.

При этом студенты, которые уже учатся по программе бакалавриата, смогут завершить учебу, не переходя на новую систему высшего образования, рассказали в Минобразования. Дипломы с этой степенью в дальнейшем будут признаваться наряду с дипломами нового образца.

Однако многие эксперты признаются, что пока не очень-то понимают, в чем конкретно, кроме смены названия, будут состоять изменения. Объявлено лишь, что уровни станут гораздо более гибкими по времени. Это отразится и в дипломах. Сейчас в них указывают уровень образования, например, «бакалавр» и направление подготовки. Но в будущем в дипломе должны будут прописывать количество лет обучения студента, направление и присвоенную квалификацию.

«Положительная сторона изменений заключается в том, что увеличится выбор сроков обучения — одному и тому же будут учить в разных вузах четыре, пять, а то и шесть лет. Отрицательная — на некоторых направлениях выбора может не остаться, просто вырастет время обучения. Прежде всего это может произойти с инженерными специальностями. Однако долгое обучение нередко оказывается непривлекательным для абитуриентов. В результате не исключено, что молодых инженеров станет не больше, а, наоборот, меньше», — констатирует Алексей Железнов, научный сотрудник Центра институционального анализа науки и образования Европейского университета в Санкт-Петербурге.

С длительностью уровней и до сих пор было много странностей. Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко рассказывает, что в его вузе есть пятилетний бакалавриат, который по длительности обучения равен специалитету, однако выпускники выходят с дипломами бакалавров. Существует проблема и на рынке труда: на многие должности организации просто не берут бакалавров, сомневаясь в их квалификации.

Вероятно, теперь профессиональные сообщества должны сами определить необходимую продолжительность обучения, считают эксперты. Например, юристу по цифровому или интеллектуальному праву необходимо пять-шесть лет обучения, а для работы в следствии или прокуратуре достаточно четырех лет. Однако пока неясно, от чего именно будет зависеть срок специалитета. Будет ли это связано с направлением подготовки или с тем, что одна магистратура станет научно-исследовательской, а другая прикладной? И, похоже, для подготовки в медицине, педагогике, информационной безопасности и инженерных специальностях действительно придется учиться дольше, чем сейчас.

Существует опасность, предполагает Железнов, что по некоторым специальностям будет введено одновременно и длинное «базовое высшее образование», и трехлетнее специализированное. «Бесконечная учеба ради учебы может лоббироваться вузами, которые считают, что чем больше они будут держать у себя студентов, тем больше получат денег от государства и учащихся. Вот только студентам это может оказаться совсем неинтересно», — резюмирует Алексей Железнов.

Что и говорить, в последние годы привлекательность высшего образования в глазах школьников стремительно падает. Педагоги с грустью отмечают, что даже отличники теперь нередко уходят из школы после 9-го класса, чтобы поступить в колледж: хотят быстрее получить востребованную профессию и начать зарабатывать. Длительное обучение в вузе, с их точки зрения, — пустая трата времени. Да и многие родители с этим утверждением согласны.

«Более 60% девятиклассников в 2023 году решили обучаться в колледжах», — сообщила вице-премьер Татьяна Голикова. Удивляться тут, собственно, нечему: 47% россиян в ходе соцопросов заявляют, что им не пригодилось полученное высшее образование, по специальности они все равно не работают...