Встреча состоится в Лондоне, где, конечно, не обойдется без русского следа
4 июня в интернете (на ресурсах Marquee и Apple Music) выйдет новый музыкальный видеоальбом, записанный во время пандемии с участием российско-британской скрипачки Виктории Мулловой. В сопровождении оркестра «Академия святого Мартина в Полях» знаменитая солистка исполняет Третий концерт Моцарта под управлением молодого дирижера Оливера Зеффмана. Одну из уникальный особенностей альбома составляет место, где он записан: это зал Рафаэля в лондонском Музее Виктории и Альберта.
И Виктория, и Оливер известны как смелые экспериментаторы. Скрипачка, после победы на конкурсе Чайковского 1982 года отважившаяся сломать рутинную карьеру в Советском Союзе и бежавшая на Запад, получила там контракты с ведущими концертными и записывающими компаниями, играла с прославленными дирижерами и оркестрами, в том числе специализирующимися на аутентичном исполнении старинной музыки. Вместе с тем Виктория ищет выход в самые современные музыкальные миры. В 2000 году вместе со своим супругом и творческим партнером, виолончелистом и дирижером Мэтью Барли и его ансамблем «Между нот» она записала альбом «Зазеркалье», включивший аранжировки мировой джазовой и поп-классики. Этот опыт был продолжен такими дисками, как «Крестьянская девушка» и «Страдивари в Рио», вдохновленный ее любовью к мелодиям Антонио Карлоса Жобима и других бразильских авторов. Среди работ Виктории – также произведения ряда молодых композиторов, написанные специально для нее.
Оливер Зеффман, несмотря на молодость имеющий немалый опыт работы с Национальным оркестром Капитолия Тулузы, Ольстерским оркестром, Уральским молодежным симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Джерси, Оперой West Green House, Chelsea Opera Group и другими коллективами международного уровня, тоже горячо интересуется современным композиторским творчеством. На сегодняшний день им заказано и представлено двадцать одно новое произведение, ряд из которых он исполнял в России с Лондонским камерным оркестром – это «Уроки любви и насилия» Джорджа Бенджамина, «Восемь песен Максвелла Дэвиса для безумного короля», «Фасад Уолтона», «Приключения Лигети»… В прошлом году Оливер заказал новые партитуры восьми композиторам – так появился его фильм-опера «Восемь песен из изоляции».
Поводом для нового совместного проекта Виктории Мулловой и Оливера Зеффмана Live At The V&A стало открытие после годичной реставрации зала Рафаэля в лондонском Музее Виктории и Альберта. Музыканты, лишенные прямого контакта с публикой (концерты со зрителями в Великобритании по-прежнему запрещены), решили максимально смоделировать живое концертное выступление, записав всю программу с одного дубля и использовав в качестве дополнительного источника вдохновения атмосферу художественного музея. Помимо Третьего скрипичного концерта Моцарта, здесь прозвучит «Летняя пастораль» Онеггера, два сольных произведения Баха в исполнении Виктории и композиция «Братья» Арво Пярта в интерпретации камерного ансамбля «Академии святого Мартина в Полях».
– Было очень интересно соединить звучание моей скрипки мастера Гваданьини с жильными струнами и «Академии святого Мартина в Полях» – оркестра, который я знаю давно, еще с моих ранних записей концертов Паганини, Вьетана и Мендельсона под управлением Невилла Марринера, – рассказала «Труду» Виктория. – Правда, акустика музейного зала, где реверберация почти так же сильна, как в храме, составила определенную трудность для донесения всех деталей партитуры. Но в компенсацию за это мы получили своеобразный, слегка таинственный антураж, добавивший исполнению атмосферности.
В последнее время, продолжила Виктория, несколько живых концертов было у нее только в Испании, где залы не закрывались для публики. Но это, конечно, капля в море по сравнению с обычным темпом гастрольной жизни, при том что и эти единичные выступления было крайне сложно организовать из-за свертывания авиасообщения между странами. Зато, рассказала скрипачка, она много записывала – в марте вышли ее сонаты Бетховена, скоро предстоит запись произведений Шуберта.
И, надеется Виктория, через год все же состоится ее очная встреча с российской публикой. Исполнение Первого концерта Шостаковича с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Юрия Симонова планировалось на октябрь 2020-го, но помешала пандемия – теперь вся надежда на улучшение эпидемиологической ситуации в 2022 году.