В ГИБДД предложили увеличивать размер штрафа на 10% за каждое новое нарушение ПДД, зарегистрированное фотофиксацией
Назначенный всего три месяца назад заместитель главы российского ГИБДД-ГАИ полковник Александр Быков предложил увеличивать размер штрафа на 10% за каждое новое нарушение ПДД, зарегистрированное фотофиксацией. Чтобы проучить лихачей и заодно дать заработать тем, кто расставляет камеры на обочинах.
Наши автоинспекторы любят заглядывать в карманы автовладельцев. Хотя в последнее время это занятие стало небезопасным для карьеры. Буквально месяц назад, накануне Первомая, уволили столичного начальника ГАИ генерала Виктора Коваленко — «по собственному желанию», но без объяснения причин. До этого должность начальника ГАИ России потерял генерал Виктор Нилов — тоже по самоличному рапорту, но после проверки ФСБ. Его предшественника генерала Виктора Кирьянова сначала переместили на «почетную» должность замминистра, а потом отправили на пенсию. Все эти отставки сопровождались активными слухами об истинных причинах увольнений — свежевыявленном мздоимстве если не самих генералов, то нечистых на руку подчиненных. Опровержений не последовало, но в народном мнении российская полиция давно и прочно удерживает второе место по рейтингу взяточничества (после судебной системы), а в самой полиции именно здесь дорожная служба — несомненный лидер.
Похоже, дело здесь в психологии: ну, не могут люди с полосатым жезлом спокойно глядеть на явно не бедных, но еще не ограбленных или хотя бы не оштрафованных граждан, восседающих за рулем «тачки» ценой от полумиллиона до поднебесья. Деньги у них есть — пусть делятся! И лучше всего дело поставить на поток. Вот полковник Быков, например, абсолютно уверен, что уже сегодня «многие нарушители относятся к штрафам как к «плате за проезд».
Напомню, что введение системы фотофиксации нарушений сначала было воспринято службой ГАИ как наказание — ведь деньги пошли не в карманы казенных мундиров, а непосредственно в казну. Но выход нашелся: служба ГИБДД открыла торговлю правом устанавливать дорожные фотокамеры частному бизнесу. И ныне именно он, а не казна вполне официально получает две трети собираемых штрафных денег. По сути дела коммерсантам дали в аренду государственную власть. А уж как потом они делятся / не делятся с гаишниками — тема особого разговора.
Неудивительно, что борьба за безопасность дорожного движения быстро превратилась в доходный бизнес, в котором все средства хороши: и вывешиваемые без всякой нужды знаки ограничения скорости, и прячущиеся в кустах «фотопередвижки» (пастуху-оператору платят 20 тысяч рублей в сутки за непыльную работу), и прочие уловки.
Удивительно другое: чиновникам ГИБДД эта ситуация нравится, и теперь они хотят брать с авто-владельцев больше. Именно на это нацелена идея замглавы российской госавтоинспекции Быкова. Хотя на словах все по-другому: мол, «каждый год количество зафиксированных видеокамерами нарушений ПДД возрастает на 10% — что свидетельствует о том, что штрафы для нарушителей не выполняют свою функцию». Но заметьте: полковник оперирует не статистикой ДТП (растет она или снижается), а бухгалтерией штрафных доходов околодорожного бизнеса. Причем предлагает эти доходы увеличить.
Еще удивительнее другой факт: после того, как явно криминальной схемой «государственно-частного партнерства» на дорогах страны возмутились депутаты Государственной думы, федеральный вице-премьер Максим Акимов, курирующий отрасль, заявил: «Система видеофиксации нарушений на автодорогах может стать полностью государственной... на горизонте пяти-шести лет». То есть отдали на откуп мгновенно, а возвращать намерены не меньше пятилетки. Хочется понять: неужели и за такую выгодную волокиту кому-то предложили мзду? Честно говоря, не верится...
Есть еще один, не менее важный аспект проблемы: в погоне за штрафными доходами с автовладельцев служба ГИБДД почти перестала заниматься повышением безопасности дорожного движения как таковой. Приведем лишь один пример.
Только за 2018 год на территории Российской Федерации зафиксировано около 126 тысяч дорожно-транспортных происшествий — существенно меньше, чем годом раньше. Но количество погибших возросло до 16,6 тысячи человек. А основными причинами гибели людей в ДТП, согласно официальной статистике, являются две: низкое качество дорожного полотна (30?500 ДТП) и вождение в состоянии опьянения — алкогольного или же иного (5435 ДТП). Вопрос для школьников: что для людей опаснее?
Но в ГИБДД почему-то считают, что главные виновники дорожных происшествий — водители. С пьянством за рулем ГАИ борется, а с плохим качеством дорог — нет. Хотя даже 70% федеральных дорог требуют ремонта, не говоря о региональных и местных, констатируют ученые экспертно-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) в направленной в правительство аналитической записке «О ситуации с безопасностью дорожного движения в РФ и первоочередных мерах по ее улучшению...».
Причем у службы ГИБДД с 2017 года имеется очень чувствительный инструмент воздействия на региональные и местные власти, которые не поддерживают дорожную сеть в надлежащем виде. По новому закону автоинспектор может прямо на месте аварии подвергнуть штрафу должностное лицо, ответственное за состояние дороги. Причем штрафу серьезному — от 20 до 30 тысяч. А юридическое лицо, то есть местная администрация, заплатит до 300 тысяч рублей. При серьезных последствиях ДТП — до 500 тысяч рублей.
То есть права у ГАИ теперь есть, но ими не пользуются. Может быть, полковникам и генералам есть смысл переключить сюда свое служебное рвение? Или для этого надо передать бизнесу право наказания нерадивых чиновников — например, за 10% от суммы штрафов?