Согласно поправкам в Воздушный кодекс, пассажиры смогут получать солидную компенсацию за задержку международного рейса, потерю или порчу багажа
В России на этой неделе вступили в силу поправки в Воздушный кодекс, позволяющие пассажирам получать солидную компенсацию за задержку международного рейса, потерю или порчу багажа. Платить за причиненные неудобства придется перевозчикам, но пассажирам надо быть готовым отстаивать права на материальные претензии.
«Уважаемые пассажиры!..» С этого приятного обращения от лица экипажа всегда начинается полет. Но, положа руку на сердце, как раз уважения не чувствуют пассажиры, когда часами томятся в залах ожидания и «накопителях» или забирают с конвейера помятый, раскуроченный чемодан. Добиться ответа, а тем более возмещения потерь в таких случаях мучительно трудно или практически нереально. В лучшем случае после разбирательств пострадавшим приносили извинения. А особо настырные граждане могли рассчитывать на компенсацию в 25 (!) рублей за час задержки рейса.
Что же изменилось? Отныне российский авиапассажир защищен международными нормами Монреальской конвенции. А этот документ предусматривает серьезные наказания для безответственного перевозчика. За задержку вылета теперь можно потребовать с авиакомпании до 360 тысяч рублей — к примеру, если пассажир опоздал на смежный рейс или сорваны важные переговоры. Причем предъявить иск можно по месту жительства, а не только по месту регистрации авиакомпании.
Кратно увеличились компенсации за утерянный багаж. Если раньше в лучшем случае можно было получить 600 рублей за 1 кг пропажи, то теперь максимальная сумма выросла до 90 тысяч рублей. Поправки в Воздушный кодекс приводят в соответствие с конвенцией сроки предъявления к перевозчику претензий и требований о возмещении вреда в случаях повреждения или утраты багажа, груза, почты, а также исчисления сроков исковой давности.
Можно радоваться? Не будем спешить.
— Хочу подчеркнуть, что у нас эти правила распространяются только на международные рейсы, — сказал в беседе с корреспондентом «Труда» профессор, эксперт по международному воздушному праву и ИКАО Виталий Бордунов. — К сожалению, пока уровень правовой культуры как перевозчиков, так и пассажиров не позволяет в полной мере реализовать положения Монреальской конвенции. Что касается ответственности авиа-компаний за задержки вылета рейсов, то тут требуется предметное разбирательство по каждому случаю. Например, в нашумевшей истории с женой футболиста Аршавина, с-орвавшей своевременный вылет рейса, речь должна идти о взыскании компенсации именно с виновницы инцидента на борту...
Воздушный кодекс допускает, что опоздание может «иметь место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика». Понятно, безопасность важнее всего, но, скорее всего, за выплатой компенсаций в таких случаях придется обращаться в суд. Хотя никто не мешает авиакомпаниям заставить дебоширов полностью возместить ущерб, нанесенный как перевозчику, так и всем другим пассажирам. Глава Союза пассажиров Кирилл Янков напомнил: руководители Минтранса обещали, что положения Монреальской конвенции распространятся и внутри страны, хотя и не называли конкретные сроки. Самое время мобилизовать общественное мнение, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки. Согласитесь, обидно считать себя пассажиром второго сорта, если ты купил билет в Ростов или Владивосток, а не в Дели или Париж.
Некоторые эксперты поспешили заявить, что надо ждать подорожания авиабилетов, поскольку перевозчикам придется тратиться на компенсации. Однако в подписавших конвенцию зарубежных странах ничего подобного не наблюдалось. Может, и у нас на этот раз получится использовать новые правила для наведения порядка на конкретных рейсах и в организации воздушного движения в целом?
К слову, президент Владимир Путин в конце 2017 года подписал пакет законов, который позволяет авиакомпаниям составлять черные списки пассажиров-нарушителей и отказывать им в перевозке. «Аэрофлот» сообщил, что с понедельника начинает реализовывать эту норму на практике. Основанием для внесения в черный список с последующим лишением права год летать самолетами авиакомпании станут невыполнение распоряжений членов экипажа, хулиганство на борту и совершение действий, угрожающих безопасной эксплуатации самолета.