Венгрия подарила Москве «инструмент будущего»
Чудесная новость: Венгрия подарила Московской консерватории «инструмент будущего». Это не просто одним роялем больше. Инструмент, подаренный на этой неделе венгерским правительством, революционен по материалам, дизайну и необычен по звуку. Возможно, тягаться с традиционным «Стейнвеем» ему пока что трудновато. Но «Стейнвею» — больше полутора веков, а оригинальной венгерской разработке всего несколько лет.
«Три, четыре», — по-простому сосчитал ректор Александр Соколов, и они с послом Венгрии Яношем Баллой сорвали покрывало, открыв публике фойе Малого зала инструмент футуристического вида. В первую секунду — рояль как рояль, но уже во вторую замечаешь, как необычно скошены и закруглены боковины корпуса, а ножек вовсе нет, их заменяет единая каплевидная гондола, в которую «разрослась» рамка для педалей. Весь инструмент обтекаем, словно рвется птицей навстречу пианисту.
Ректор принимает от посла паспорт рояля, и на банкетку (она выдержана в том же «дизайне будущего») садится один из изобретателей инструмента, венгерский пианист Гергей Боганьи. Кстати, именем Boganyi названа и сама фирма. В исполнении виртуоза звучит, естественно, Ференц Лист — парафраз на темы оперы Моцарта «Дон Жуан». Боганьи сменяет декан фортепиан-ного факультета консерватории Андрей Писарев с ноктюрнами Шопена. А потом рояль смогли опробовать все желающие, в том числе автор этой заметки. Делюсь. Очень приятное ощущение от упругой, чуткой клавиатуры. Ровный по тембру, от басов до дискантов, звук, чуть суховатый, как шампанское брют...
Идея «рояля XXI века», рассказал мне один из разработчиков, технический дизайнер Петер Ювегеш, пришла Гергею в 2006 году. Пять лет ушло на поиски формы, затем начали разрабатывать резонансную деку. Дека, как и корпус, не из привычного дерева, а из углепластика: если заглянуть внутрь, ее поверхность в легкой ряби рельефного узора, усиливающего акустический эффект, отблескивает подобно воде под ветерком. Крашенная в красное (эффектно на черном полированном фоне!) металлическая рама — скелет любого рояля — более ажурна, чем это привычно, и не мешает деке излучать звук. Есть изменения и в других частях — вирбельбанке (блоке крепления колков), аграфах (винтах с дырками, фиксирующих идущие сквозь них струны)...
Презентация инструмента прошла в Будапеште в начале 2015 года. Пока, если не считать опытных экземпляров, изготовлено всего 10 концертных роялей длиной 292 сантиметра и шесть укороченных — 262. Некоторые подарены — например, Академии имени Сибелиу-са в Хельсинки, где учился Боганьи, или вот теперь Московской консерватории «как одному из важнейших мировых музыкальных центров», по словам посла Яноша Баллы. Другие проданы — их охотно берут туристические организации, хозяева яхт: применяемые композитные материалы почти не чувствительны к атмосферным условиям, легко переносят колебания температуры и влажности, что облегчает их использование на открытом воздухе. Ради такого можно смириться и с некоторыми «юношескими» особенностями голоса Boganyi, который, пожелаем ему этого, еще наберет свою силу, ведь по возрасту он еще подросток.