Борьба с пиратством в Сети напоминает борьбу нанайских мальчиков
Министр культуры Владимир Мединский предложил принять законопроект, позволяющий правообладателям блокировать в интернете «пиратский» контент, а виновников беспощадно наказывать. Что, по его словам, увеличит легальные продажи книг, аудио-, кинопродукции более чем вдвое и спасет российский интеллектуальный рынок. Так ли это?
Известна притча о Ходже Насреддине, который съел свою черствую лепешку под запах чужого плова, за что хозяин плова потребовал плату. Ходжа потряс монетами над ухом вымогателя и сказал: «Торгующий запахом еды заслуживает лишь звона денег». Наши охранители чужих авторских прав претендуют на тот же результат.
Во-первых, вспомним, что пиратство существует разное. Бывает индивидуальное (но массовое) бесплатное скачивание из интернета различных «демокопий», в подавляющем большинстве крайне низкого качества. Причины разные: от высокой цены на легальную продукцию — и вплоть до элементарной лени. Рассчитывать, что лишенные суррогатов их потребители тут же раскроют кошельки для законной покупки высококачественных экземпляров, наивно. А бороться с явлением можно, например, массовой рекламой качества легального контента: чтобы после (или вместо) просмотра паршивой «демокопии» появлялось желание насладиться настоящим искусством, хотя и за деньги.
И есть другое — коммерческое пиратство, на котором жулики различного пошиба и масштаба наживают капиталы, которые по праву принадлежат создателям интеллектуального продукта и законным служителям этой индустрии. Но такое, настоящее пиратство творится не только и не столько в интернете, сколько на вполне легальных площадках: в торговой сети, массово реализующей левую продукцию, за которую не выплачены авторские проценты; в кинотеатрах на неучтенных показах популярных фильмов. «Вспомните, что еще четыре года назад говорили о проблеме электронного билета, об отчетности за посещение сеансов, — говорил недавно страдающий от пиратства кинорежиссер Алексей Герман-младший. — Но ничего так и не изменилось».
Однако у нас принято искать не там, где потерял, а под ближайшим фонарем. Министр культуры таким местом посчитал интернет и предлагает, во-первых, создать единый реестр объектов, защищенных авторским правом, и блокировать доступ к пиратскому контенту в досудебном порядке. Во-вторых, устраивать охоту на сайты, выкладывающие чужой контент для бесплатного просмотра и прослушивания — и тем самым действительно нарушающие чьи-то интеллектуальные права. Хостинг-провайдеров и владельцев сайтов министр предлагает за это штрафовать на миллион рублей. Не исключено и уголовное наказание.
Эксперты уже озвучивают страшные суммы, которые, дескать, теряют правообладатели от проклятых халявщиков из Сети, — порядка 400 млн евро ежегодно. Где-то раздаются голоса о защите доходов музыкантов и режиссеров, дескать, пользователи интернета грабят творческих людей...
Но, во-первых, с каждого проданного диска исполнителю достается, дай бог, 10% процентов. Так что еще надо разобраться, кто кого грабит. А во-вторых, платная дорога должна прокладываться рядом с бесплатной, по которой могут ехать обычные, живущие на скромную зарплату граждане. В тех же США существуют специальные сервисы, когда за небольшую сумму — в пределах 20 долларов в месяц — человек может неограниченно пользоваться гигантской фильмотекой через Сеть. И люди пользуются, потому что это легально и необременительно для кошелька. У нас такой альтернативы нет.
Не случайно представители интернет-компаний категорически против предлагаемых мер. Причем вовсе не из любви к пиратству. «Ряд пунктов законопроекта требуют исключения, потому что они просто нереализуемы и при этом способны помешать развитию российской IT-отрасли», — утверждают эксперты «Яндекса». К тому же имеющийся опыт реализации чиновничьих запретов в Сети грозит стране интернет-бардаком в неведомых доселе масштабах. «Мы видели, как действовал закон о блокировке порноинформации: большая часть сайтов вносилась в черный список и блокировалась по ошибке, так что досудебная блокировка — это полное безобразие, она приведет только к дальнейшему исходу IT-бизнеса из России», — отмечает лидер Пиратской партии Павел Рассудов.
Но есть и более серьезные возражения — общественно-политического свойства. Они заключаются в нежелании широких слоев населения мириться с любыми запретами и ограничениями на некоммерческое пользование всемирной Сетью, включая размещение материалов или беспрепятственное скачивание их. В Германии основанная в 2006 году Пиратская партия провозгласила одной из целей борьбу за сохранение гражданских прав и свобод в интернете — и стала популярной настолько, что вышла на третье место среди политических сил страны.
Такие партии уже появились в 33 странах мира. Они выступают за реформирование законодательства в области авторского права под лозунгом «Свободный доступ к знаниям для всех», что очень актуально для школ и университетов, а потому привлекательно для молодежи. «В настоящее время произведения художников подлежат защите в течение 70 лет после их смерти, — говорится в материалах партий. — Это не имеет ничего общего с первоначальной целью авторского права, но приводит к необоснованному сокращению доступа граждан к знаниям и произведениям культуры». Тем более это относится к интернету, созданному как уникальное средство доступа к мировым богатствам человеческих знаний.
Это новое движение, но за ним будущее. Надо ли России выступать за возврат к прошлому — тем более что пользоваться плодами будут в основном не авторы интеллектуальных богатств, а огромная армия посредников, агентов и прочих коммерсантов, делающих бизнес на перепродаже чужих заслуг?
Антон Носик, медиаменеджер, блоггер
— Предлагаемые поправки в закон практически неисполнимы. К тому же при всём желании не получится соблюсти равенство всех перед законом. Торрентами пользуются десятки миллионов. Оштрафуют всех и каждого? Нет, конечно! Кто не верит, пусть посмотрит на правоприменительную практику. Сколько народу в развитых странах привлечено к ответственности за использование торрентов? Единицы! Последний раз подобное случилось в США в 2006 году. Засудили с десяток человек. После чего власти отстали, поняли бесперспективность карательных мер.
Самое главное — сознательное и добровольное желание людей платить за легальный контент. Поэтому лучше бы законодатели подумали о повышении культуры интернет-пользователя. А они фактически вынуждают скачивать фильм или песню, и тут же удалять торрент-файл — мол, чтобы обойти штраф. Получается, призывают втихую украсть и даже не поделиться. А ведь главный принцип торрентов — обмен файлами. Скачал сам — дай скачать другому.
Алексей Кортнев, лидер группы «Несчастный случай»
— В последнее время активность депутатов невероятная — один скандальный проект за другим. Значит, время такое.
В той весовой категории, где находится наш ансамбль, мы придерживаемся простого принципа: распространение записей в интернете не вредит, а, наоборот, помогает артистам. На продаже музыкальных дисков рок-н-ролльщики зарабатывают очень мало. Если не считать грандов уровня Земфиры или «Мумий Тролля», добившихся большого коммерческого успеха, основной свой доход 95% музыкантов получают на живых концертах. А для привлечения людей в концертные залы хороши разные средства, в том числе и свободное копирование записей в Сети.
Петр Налич, музыкант
— Я считаю, что каждый автор сам должен решать — распространять свои произведения бесплатно или нет. Если автор считает, что бесплатное распространение принесет ему выгоду в виде пиара, концертов, дисков, цветов и прочее, то он сам так и поступит. Но есть такие области творчества (например композиторство), которые могут принести реальные деньги только в виде отчислений за проигрывание или исполнение музыки данного автора.
Так что если автор хочет получать деньги именно с треков, то это его полное право. И государство как-то должно это право защищать.
Вообще музыку и фильмы сейчас в основном люди берут из интернета. И если авторы продукта хотят получить за свою работу плату, то это норма, а не скотство, как многие считают!