Причины равнодушия
- В моем втором классе - 29 детей, - рассказывает учитель начальных классов московской прогимназии Елизавета Новикова. - Из них читают с удовольствием лишь трое. Остальные - умные, любознательные и интеллектуально развитые дети относятся к чтению, как они сами говорят, "не очень". Сейчас дети гораздо более активные, чем раньше. Им физически трудно усидеть на одном месте, читая книгу. У современных детей масса соблазнов, которых не было у их родителей: одних телеканалов более десятка, а ведь еще есть интернет, видео и DVD...
Третья причина: родители в силу своей занятости сами не читают. А если ребенок видит, что его мама и папа откладывают книгу "на потом", после других, более важных, с их точки зрения, дел, то и он сам будет считать чтение делом второстепенным. К тому же современным родителям из-за недостатка времени легче включить телевизор или компьютер, чем почитать ему, допустим, перед сном или вместе с ребенком разобрать непонятные ему места в произведении, объяснить значение незнакомых слов.
Когда ребенок много времени смотрит телевизор, играет в компьютерные игры, у него формируется "клиповое сознание" - он просто не воспринимает текст, в котором есть не только действие, но и размышления, лирические отступления. Все это ему кажется нудным и скучным.
У многих детей плохо развито воображение - в дошкольном возрасте вместо игр, способствующих фантазийному мышлению, их обучали по развивающим методикам, "натаскивали" к поступлению в школу. И теперь, читая, ребята не могут представить себе ни внешнего вида героев, ни обстановки. А когда "не видишь", не представляешь того, о чем читаешь, это вызывает раздражение и скуку.
Что читать?
Ответив на извечно русские вопросы "кто виноват?" и "что делать?", подходим к самому животрепещущему вопросу: "что почитать?".
Многое из классики современным детям просто не понятно (например, "Старик Хоттабыч" требует подробного рассказа о пионерах, советском строе и т.д.). А предлагаемые в книжных магазинах "гламурные сборники", "книги для девочек" и "книги для мальчиков" или "детективы для детей" далеко не каждый родитель сочтет подходящим чтением для своего ребенка.
- Если брать современные книги, то детям будут интересны "Золушки на грани" Ольги Лукас, - говорит Юлия Рахаева, эксперт национальной премии "Большая книга". - Это старые сказки на новый лад, очень смешные и добрые. "Золушки", как мне кажется, подойдут и тинейджерам, которые еще помнят сказки своего детства, но уже столкнулись с реалиями мира взрослых. Подростков, возможно, заинтересует и очень озорная книга Виктора Биллевича (президента фестиваля "Золотой Остап") "В стране перепутанных сказок". Хорош "Кто раскроет код да Винчи?" Томаса Брецина (перевод с немецкого) - эта книга из серии "Мир приключений". Интересны "Приключения Растяпкина, или Экзамен на выживание" Елены Суховой - повесть о двух мальчиках, один из которых - отличник и красавец, а другой - недотепа и неряха. Недотепа окажется в итоге храбрецом, а отличник совсем наоборот.
В интернете есть сайт, рассказывающий о книгах для детей. Он так и называется - "Библиогид". Его авторы - сотрудники отдела рекомендательной библиографии Российской государственной детской библиотеки. Здесь книги распределены не только по алфавиту, но и по темам: "Циркачи", "Викинги", "Пираты", "Богатыри" и так далее.
Чья это забота?
- То, что ребенок не любит читать, тревожит его родителей, а не его самого, - говорит психолог Наталья Малышева. - Одних - потому что их сын или дочь не похожи на них в детстве. Других - потому что не соответствуют их представлениям о "ребенке из интеллигентной семьи". Третьи считают, что без чтения ребенок не сможет получить достаточного опыта.
Вывод один: ребенка не волнует, что он мало читает, и сам процесс не доставляет ему удовольствие. И он не будет прикладывать ни малейших усилий, чтобы как-то эту проблему решить. Родителям, если их беспокоит ситуация и они искренне любят книги, надо не ругать ребенка, не заставлять его читать, это бессмысленно и малоэффективно, а попытаться передать свой интерес к чтению. Это, безусловно, требует определенных усилий.
Читая ребенку книжку, можно вместе с ним придумать продолжение, нарисовать героев: какими их видят родители, какими - ребенок. То есть превратить чтение в игру.
Попробуйте сделать чтение не наказанием, а ... поощрением. То есть не "ты не будешь смотреть телевизор, если не прочтешь пять страниц", а "когда ты станешь хорошо себя вести, я разрешу тебе немного почитать". Предлагая ребенку прочесть книгу своего детства, расскажите, какие чувства она у вас вызвала. Потом предложите сравнить ваши впечатления: ребенок наверняка будет горд оказанным ему доверием, тем, что мама или папа считают его ровней.
Можно создать семейную аудиобиблиотеку - записывать на диктофон произведения, читая их по очереди (мама-папа-ребенок) или по ролям.
Устраивайте "вечера семейного чтения". Читайте вслух по кругу. Каждый член семьи может читать свое . Главное, чтобы ребенок на примере родителей убедился: чтение - увлекательный процесс.
только цифры
По данным опроса среди подписчиков Subscribe.ru (то есть активных представителей среднего класса), за последние три месяца только 24% опрошенных прочли более 7 художественных произведений. От 4 до 6 произведений прочли 20,7%, 1-3 произведения - 43,5%.
Каждый десятый пользователь Рунета за это время художественной литературы не читал вообще! Более активно читают художественную литературу женщины и респонденты старше 30.
В первой тройке читательских предпочтений оказались фэнтэзи (37,6%), научная фантастика (35,1%), детективы и боевики (32,8%).