Скорее всего, это легенда, но в романе Курта Воннегута "Синяя Борода" рассказывается про Джона Полака, одного из американских авангардистов. В 1936 году он притащил свой сломанный автомобиль в мастерскую и там увидел, как маляр красит машину краскораспылителем. Тогда к нему пришла мысль попробовать так писать свои картины. Он купил краскопульт и начал рисовать. Затем, в 70-х годах прошлого века, аэрографию стали использовать для раскраски гоночных болидов. После этого мода на рисунки пошла в массы.
В России аэрография появилась в начале 90-х. В 1994 году начал работать один из первых аэрографов России Ильнур Мансуров. До него профессиональных художников не было. Разрисовывали владельцы авто свои машины самостоятельно - через трафарет. Но уже к 1998 году сложилась целая система по нанесению рисунков на авто. И все бы хорошо, но всех подкосил дефолт.
- До 2000 года аэрографы находились в тяжелом положении, - рассказывает пресс-секретарь ОРХА (Обьединение российских художников аэрографии) Андрей Картузов. - Кризис 1998 года подкосил бизнес. А основные наши клиенты - люди с собственным делом. Пришлось и нам затягивать пояса.
Но после 2000 года у людей снова завелись деньги, а значит, и появилась возможность разукрашивать свои авто. Сейчас по улицам Москвы колесит около 7 тысяч "шедевров" на колесах. Но удовольствие это не из дешевых.
- В среднем хороший рисунок обходится в 10 процентов от стоимости машины, как хорошая страховка, - продолжает Андрей. - Минимальная цена рисунка начинается от 20 тысяч целковых. Дело в том, что просто рисовать на машине нельзя. Прежде чем наносить рисунок, мы проводим специальную подготовку "полотна": шлифуем, делаем грунтовку и уже потом накладываем изображение.
Рисуют аэрографы все, начиная от космических пейзажей и заканчивая пьяными тараканами. Тут все зависит только от желания клиента.
Вообще моды на рисунки как таковой нет. С самого начала заказчики любили животный мир. За эти 15 лет российские аэрографы рисовали всех представителей фауны - от муравьев до фантастических единорогов. Но самыми популярными, конечно, остаются львы, тигры и пантеры. Кстати, в последнее время все чаще клиенты просят нарисовать медведей.
- Не знаю, связано ли это с политикой, но косолапых действительно становится больше, - говорит художница Катя.
С машинами тоже не так просто. Рисуют на всех: то "Мазды", то "Мерседесы" и "БМВ" на раскраску приезжают. Но всех объединяет одно - цена и хозяева. Цена автомобиля начинается от 20 тысяч долларов, а хозяин может позволить себе потратить на рисунок гораздо больше. Все зависит от площади рисунка и его оригинальности. Бывали случаи, когда за разукрашенную машину платили по 20-30 тысяч долларов.
- А проблемы с гашниками возникают? Например, при прохождении ТО? Ведь в паспорте машины указан один цвет авто, а по факту на машине целый пейзаж! - интересуюсь одной из самых насущных проблем автомобилиста.
- Да нет. Ведь ежу понятно, что 99 процентов наших клиентов не ездят на технические осмотры, - улыбается мой проводник. - Как говорится, на заборе тоже пишут, а на самом деле там только сучок.
При выходе из мастерской сталкиваемся с еще одним заказчиком. Мужчина лет сорока пригнал "Лексус" на раскраску. Хочет заказать огромного льва, чтобы все боялись. Готов платить любые деньги. Ребята садятся за компьютер и начинают рисовать дизайн "Лексуса" с львом. Только после того как хозяин утвердит рисунок на бумаге и поставит свою подпись, художник начнет работу. А через неделю лев уже вольготно уляжется на новой иномарке.
Кстати, в Питере появилась машина с портретом Владимира Путина. Неизвестный автолюбитель нарисовал его на боку своей "Тойоты". Говорит, что помогает в общении с гаишниками.
Цена вопроса
Если вы захотели раскрасить свой автомобиль, то приготовьтесь выложить за рисунок от 20 тысяч рублей. А если вы хотите получить настоящий эсклюзив, то вам придется раскошелиться на 150 тысяч рублей. Дальше цена может увеличиваться вплоть до миллиона рублей. Кроме плюсов аэрография на машине имеет и минусы: могут возникнуть проблемы при оформлении и постановке на учет и при продаже авто. Вполне возможно, что вашему покупателю будет неинтересно ездить с гепардом на боку автомобиля, и это сильно собьет цену.