Напомним, что давний конфликт между инвестиционным фондом IPOC International Growth Fund Ltd. и "Альфа-групп" начался в августе 2003 года, когда "Альфа" объявила о покупке у LV Finance и у одного из ее бывших собственников - Леонида Рожецкина компании "ЦТ-Мобайл", владеющей 25,1 процента акций ОАО "Мегафон". На этот момент "Альфа" также владела блокпакетом акций в ОАО "Вымпелком", и по всем законам рынка она не должна была покупать активы конкурирующей компании. Это правило придумано для того, чтобы избежать монопольного господства на отраслевом рынке, в данном случае - телекоммуникационном.
Фонд IPOC, контролируемый его основным бенефициарием датским юристом Джеффри Гальмондом, возмутился фактом такой покупки и подал иск в Арбитражный трибунал при Международной торговой палате в Женеве на неправомерность действий конкурента. Здесь заявили, что как акционер, владеющий 6,5 процента акций "Мегафона" (сейчас 8 процентов), фонд имеет приоритетное право на приобретение блокирующего пакета акций, по двум опционным соглашениям, заключенным с LV Finance еще в апреле и декабре 2001 года. Суд признал право IPOC законным только отчасти и признал за компанией право на владение 5,6 процента акций российского "сотовика". Это право подтвердил и Верховный суд Швейцарии.
Другой иск обиженный инвестор подал в арбитраж Стокгольма, ссылаясь на соглашение акционеров "Мегафона", запрещающее продажу акций конкурентам и вхождение их представителей в совет директоров сотовой компании. Разбирательство по нему еще идет, но эта инстанция уже запретила назначать в совет директоров "Мегафона" представителей его конкурентов - "Вымпелкома" и его акционера "Альфа-групп".
Однако ситуация с собственностью этого оператора до конца так и не прояснилась. А после того как 16 мая 2006 года арбитражный трибунал в другом швейцарском городе Цюрихе не признал право IPOC на большую часть спорного пакета в 19,5 процента, дело еще больше запуталось. Оба претендента так и не получили однозначного ответа на вопрос: так кто же будет распоряжаться блокирующим пакетом акций "Мегафона"? При этом обе стороны согласны с тем, что швейцарское правосудие не обладает полномочиями вынесения судебного решения или официального обвинения: принятые постановления - всего лишь основание для рассмотрения дела в судах других инстанций.
В понедельник глава "ЦТ-Мобайл" Д. Возианов заявил, что спорная собственность остается за ними, а все иски - это дело рук офшорного фонда. А у того, судя по всему, не нашлось иных методов воздействия на сильного во всех отношениях конкурента, тем более что все его "дочки" зарегистрированы также за границей. В IPOC, куда мы обратились за разъяснением, считают законными свои права собственности на блокпакет "Мегафона", которые должны защищаться российским законодательством об иностранных инвестициях. Что же касается обращения в суд Санкт-Петербурга, то в компании утверждают, что следовали рекомендациям британского Тайного совета, который считает, что Россия - единственно подходящее место для разбирательства по этому делу.
А пока суд да дело, арбитраж северной столицы решил застраховаться и наложил арест на спорную собственность. Не столько для порядка, сколько для того чтобы акции, не ровен час, не перепродали и не затянули бы судебный процесс из-за очередной смены собственника.
В чью пользу будет вынесен вердикт российской Фемиды, станет ясно не скоро. Зато совершенно понятно, что первичное размещение акций на международных торговых площадках - IPOС, запланированное акционерами "Мегафона" еще в 2001 году, снова будет отложено в долгий ящик. Похоже, конкуренты крупнейшего в России оператора связи добились желаемого результата.