НАЗЫВАЕТСЯ - ПОШУТИЛИ

В Нижнем Новгороде одновременно в трех кинотеатрах состоялась российская премьера широко разрекламированного фильма Алексея Балабанова "Жмурки".

Город на Волге удостоился такой чести не случайно: здесь происходили съемки картины. Родные улицы и набережные, виды на кремль и знаменитую Стрелку, по замыслам организаторов акции, не могли не растрогать нижегородцев, и фильм они должны были воспринять особенно благосклонно. Тем более что сыгравший одну из главных ролей - криминального авторитета Михалыча - мэтр отечественного кино Никита Михалков частый гость Нижнего, а в какой-то сотне верст от областного центра у него даже есть своя усадьба, где содержится конеферма, разводят охотничью дичь. Свои леса, свои пруды... "В Нижний я приезжаю как домой",- заявил он как-то. Да и для Балабанова город не чужой - он учился в местном институте иностранных языков и его здесь помнят и знают.
Приезда Михалкова ждали до последнего, однако он приболел и на берегах Волги не появился. Картину представляли два Алексея - Балабанов и Панин - исполнитель одной из главных ролей. По словам режиссера, он не рассчитывает на то, что его фильм получит какую-то награду - это не фестивальное кино, заметив, впрочем, что и создавая "Брата" и "Брата-2" тоже не рассчитывал на успех, но вон как все обернулось...
Постановщик определил жанр своего нового произведения как "скрытая криминальная комедия", и зритель должен понять это. "Если он будет смеяться, значит, мы достигли цели", - заявил Балабанов.
Увы, зрители особо не смеялись, некоторые покинули зал до окончания сеанса. А большинство из тех, кто досмотрел фильм до конца, лишь разводили руками.
- Так много крови не видели даже в самых крутых зарубежных боевиках - сплошные убийства, - сетовал инженер автозавода Виктор Максимов. - Ни юмором, ни иронией тут даже и не пахнет. Не смешно.
- Я пришла на премьеру с 12-летним сыном и жалею, что взяла его с собой, тут же одни ужасы, - делится впечатлениями 33-летняя Марина. - Ко всему, шокирует нецензурная лексика. А вот виды нашего города понравились...
Примерно таковы первые впечатления многих нижегородцев.
В фильме снималась плеяда замечательных актеров: Алексей Панин, Дмитрий Дюжев, Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Дмитрий Певцов, Рената Литвинова, Александр Баширов, Жанна Болотова, Татьяна Догилева, Гарик Сукачев... Правда, многие знаменитости были загримированы так, что их трудно узнать: нарочито узкие лбы, огромные челюсти. А женской части актерского состава достались лишь второстепенные, так сказать, вспомогательные роли. "Это мужское кино, без лирики", - заявил режиссер.
Мужское так мужское. Только вот после заключительных титров возникло впечатление, что в этом фильме прекрасные актеры сыграли свои худшие роли и остается загадкой, как режиссеру удалось привлечь их. Ну а лучшей я бы назвал роль сына Михалыча, исполненную девятилетним нижегородским школьником Владиком Толочко. Поскольку Балабанов и Панин метались от кинотеатра к кинотеатру - сеансы начинались с часовым интервалом, самый младший исполнитель откровенно заскучал.
"Владик, тебе страшно было, например, находиться среди трупов в морге?" - спросил я. "Нет, я же знал, что это живые люди и что они не в крови, а в кетчупе. Страшно было только один раз, когда с разбегу в бассейн прыгал..."
- Он у нас ничего не боится, - вступила в разговор мать юного киноактера Татьяна. - Почему из сотен детей отобрали именно нашего сына, не знаю, но то, как он играл, нам с мужем понравилось, - предупредила она мой вопрос. - А вот что касается остального...
Кроме Владика, в фильме участвуют и взрослые актеры нижегородских театров - им достались роли... обнаженных трупов в морге, где в самом начале картины происходят ужасные кровавые сцены. (К слову, "крови" только в первые дни съемок было пролито около 50 литров.)
Я поначалу из журналистского любопытства попытался сосчитать количество трупов, но после 20-го сбился со счета. Стрельба, поножовщина, мордобой... Вспомнилась сказанная Алексеем Балабановым фраза: "Мой фильм всего лишь шутка". Ничего себе пошутили - поиграли в жмурки. А точнее, в "жмурики", как грубовато называют покойников медики.