Более 62 тысяч партий пищевых продуктов объемом более шести с половиной миллионов тонн было забраковано
- Конечно, первая задача нашей службы - выявлять тех, кто "кормит" людей опасными для здоровья продуктами. По опыту работы мы знаем: есть целая группа предприятий, которым можно доверять. Например, это производители детского питания. Почему? Практика доказала, что самыми законопослушными бывают те, кто производит продукцию по сложным технологиям. Создание детского питания - это целая наука. Такое под силу только крупным компаниям, у которых есть традиции, репутация. Они вкладывают в свои разработки большие деньги и не будут рисковать серьезным делом, нарушая установленные нормы.
- К сожалению, есть и другой подход. Иначе у нас было бы куда меньше пищевых отравлений.
- Да, есть предприятия, которые пытаются производить, например, колбасу из некачественного мяса. По данным Госкомстата, примерно половину всех продуктов питания люди покупают на оптовых рынках. Контролировать сотни мелких рыночных "точек" очень трудно, нарушений там всегда больше.
- Давайте вспомним "прогремевшее" массовое отравление продукцией Кропоткинского комбината. Казалось бы, это вполне солидный производитель.
- Безусловно. В Кропоткине - крепкий комбинат, хорошо известный на юге России. Он производил более 80 наименований молочной продукции. И при этом - почти полное отсутствие производственного контроля. Когда-то здесь все делали по правилам. А потом ассортимент рос - а контроль практически исчез. В результате - грубые нарушения технологии, закваски готовились неправильно, в выходные дни контроля не было вообще, на заводе работали больные люди - разносчики инфекции. И, как следствие, вспышка заболеваний: пострадало около двух тысяч человек.
- Кто-нибудь понес ответственность за это?
- Директор завода сразу был отстранен от должности, возбуждено уголовное дело. Расследование еще не закончено. Конечно, всех волнуют случаи пищевых отравлений, и наша первая задача - не допускать их. Но есть и другие важные заботы.
- Например?
- Например, коррекция пищевого статуса населения.
- Пожалуйста, не пугайте читателей терминами, Анатолий Иванович. Объясните суть на общедоступном языке.
- Объясняю. Многочисленные исследования подтверждают: в питании большинства россиян катастрофически не хватает витаминов, животного белка, многих микроэлементов, которые жизненно необходимы организму. Представьте, почти у 80 процентов (!) населения страны - дефицит витаминов: и в городе, и в деревне, и зимой, и летом. Значит, мы должны обеспечить людей так называемыми обогащенными продуктами. Хлеб, молочные продукты, соки покупают почти все и почти каждый день. Их надо централизованно, по всей стране, на всех крупных комбинатах насыщать необходимыми веществами.
- Сегодня аптеки заполонили импортные и отечественные БАДы (биологически активные добавки), которые к тому же крайне агрессивно рекламируются. Как вы к этому относитесь?
- Мы пристально следим за рынком БАДов, они тоже помогают восполнить нехватку важных элементов питания. Но добавки не должны рекламироваться в качестве лекарственных средств. Ну, например, БАД официально рекомендована как профилактическое, общеукрепляющее средство, а реклама утверждает, будто она повышает потенцию. Это явный обман покупателя.
- По-моему, разобраться в бесчисленных добавках может только специалист. Так, может, лучше вовсе обойтись без них, надеясь на лимон, чеснок и капусту?
- Не получится. Мировое сообщество пришло к единому мнению: нам необходимы обогащенные продукты.
- Пусть так. Но тогда как распознать рекламные трюки?
- Надо научиться выбирать наиболее качественные продукты. Представьте, вы пришли в магазин. На что нужно обратить внимание при покупке?
- По-моему, на этикетку, где указан срок годности. Если речь идет о молочных продуктах - на процент жирности. Еще я обычно смотрю, есть ли адрес производителя - "приличные" фирмы не боятся сообщать его.
- Вы правы, срок годности нужно проверять обязательно, адрес тоже не помешает. Ну а рекламе вы верите?
- Содержанию - не верю. Но сам факт активной рекламы мне кажется хорошим признаком: значит, это крупный производитель, который, скорее всего, способен обеспечить качество своего товара.
- Логика проста: в рекламу вкладываются огромные деньги. И становится просто невыгодно дискредитировать себя плохим качеством. Если рекламируется марка (бренд) - этого не надо бояться. Но когда звучит реклама "волшебной" добавки, которая лечит от всего сразу, опасения более чем уместны. Большинство покупателей это уже поняли. Зато далеко не все знают, что сейчас на некоторых пищевых продуктах появилась совсем новая важная информация.
- О чем речь?
- В продажу все чаще поступают продукты, сделанные из генетически модифицированного (ГМ) пищевого сырья. Речь идет о сое, картошке и сахарной свекле. С 1 сентября они должны быть обязательно промаркированы.
- Вокруг этого было много споров - и они продолжаются. По вашему мнению, вредны ли для здоровья такие продукты?
- Нет. Сегодня нет научных данных, говорящих о том, что они могут быть опасны для нас или для здоровья будущих поколений. Тем не менее новые правила требуют маркировки ГМ продуктов: покупатель имеет право делать осознанный выбор.
- Часто звучат упреки, что Россия становится полигоном, где испытывается безопасность таких продуктов.
- Это не так. В Соединенных Штатах, например, их давно используют, причем без специальной маркировки.
- Анатолий Иванович, давайте обозначим для читателя "зону риска". Где особенно велика опасность нарваться на некачественные продукты?
- Конечно, это любая торговля "с рук" (летом она всегда идет особенно активно), вообще уличная торговля, отчасти - оптовые рынки. Понятно, что любая сеть крупных универсамов получает продукцию от одних и тех же солидных поставщиков, там меньше шансов купить некачественный товар. Но даже если вы покупаете продукты на рынках, можно уменьшить риск. Главное - свести к минимуму элемент случайности при покупке. Проще говоря, надо стараться ходить в один и тот же магазин или к одному и тому же продавцу на рынке. Тогда возникает взаимное доверие, взаимный интерес - и опасность приобрести негодный товар резко уменьшается.