Анонимное анкетирование детей разного возраста из 15 городов страны показало, что
Анонимное анкетирование детей разного возраста из 15 городов страны показало, что взаимоотношения старшеклассников и родителей часто оставляют желать лучшего. "Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам... Я бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине". "Вечером родители только успевают спросить: "Как дела в школе?" А нам на этот вопрос надоело отвечать и кажется, что родителей больше ничего не интересует... Мы часто не понимаем родителей, а родители нас..." Самая распространенная жалоба старшеклассников: "Они меня не слушают!"
Общением с матерью удовлетворены только 31,1 процента, а с отцом - всего 9,1 процента опрошенных. Например, из 402 пар молодых москвичей, подавших заявление о вступлении в брак, более 80 процентов не спрашивали на это отцовского разрешения. "Интимные отношения" вообще занимают последнее место в разговорах с родителями.
Вот типичное признание старшеклассника: "Моему другу повезло с родителями, потому что они считают его за человека. Я целые дни провожу в их доме. Его отец любит отгадывать кроссворды, заводить радиолу; нашу музыку называет "шум", но разрешает слушать... Мои родители, наоборот, думают только о моих уроках. Что я - человек, у меня могут быть дела, это им даже в голову не приходит. Кандидаты наук, а к телефону не зовут. Разговаривают со мной как будто всегда с обидой, хотя бы я даже все выучил. В доме у нас зеленая тоска..."
Отвечая на вопрос : "С кем ты делишься своими секретами?" - дети начиная с 5-го класса ставят на первое место друзей, затем идут матери, бабушки и на предпоследнем месте, опережая только братьев и сестер, - отцы.
Те же трудности, что и родители, переживают учителя. Вот как выглядели ответы некоторых учеников 11-го класса на вопрос "Какую пользу приносит тебе посещение школы?" - "Никакой. Может, потом что-то пригодится, но сейчас вся учеба кажется мне бесполезной", "На уроках я мало чего усваиваю. Полезным считаю только общение с ребятами", "Очень мало пользы - разве только от уроков литературы, а так - потеря времени". "Какая может быть польза от уроков, если не дают свободно мыслить? Один преподаватель так и сказал: "Вот кончишь школу, тогда и мели, что хочешь".