ШАШКА ОСТАЛАСЬ В НОЖНАХ

Отчего многие казаки смотрят на чеченцев настороженно, объяснять, видимо, не надо. Причины

Отчего многие казаки смотрят на чеченцев настороженно, объяснять, видимо, не надо. Причины очевидны. Под боком у ставропольцев годами бесчинствуют бандиты "свободной Ичкерии". За околицей бродят их эмиссары, зазывая местных мусульман на войну с "неверными" под знамена Басаева и Хаттаба. В приграничье от бандитских пуль и ножей пало уже немало людей, а многие захвачены и уведены в рабство...
Недавно "чеченский вопрос" чуть было не привел казачьи станицы к бунту. Со всего Ставрополья десятки станичников съехались к зданию милиции райцентра Степное и устроили настоящий воинский бивак - с палатками, полевыми кухнями. Казаки внешне вели себя мирно, но из их рядов были слышны не только угрозы местным чеченцам, но и глухой ропот по адресу ставропольских властей. Терцы стояли у РОВД походным лагерем без малого месяц.
А началось противостояние после того, как в конце марта в станице Варениковской Степновского района вспыхнула драка между чеченцем Русланом Ахматовым и сыном станичного атамана Дмитрием Жигалкиным. Вскоре местные стражи порядка взяли под стражу Жигалкина, потому что через полчаса после той драки Ахматов был найден мертвым - кто-то его застрелил. Милиция тут же посчитала, что именно молодой казак учинил таким образом страшную месть чеченцу. Арестовали Жигалкина, даже несмотря на утверждения многих станичников, что в предположительное время рокового выстрела они видели Дмитрия спокойно беседующим с соседями. После этого казаки и взбунтовались. В этой истории немало странностей. Чего стоит, к примеру, долгая безнаказанность того же Ахматова. Этот "вынужденный переселенец" из Урус-Мартана непонятным образом выходил сухим из воды даже после серьезных уголовно наказуемых деяний. Был виновником автомобильного наезда на пешеходов (со смертельным исходом) - выкрутился. Вся станица знала, что Ахматов занимается рэкетом, - а милиция его не трогала. И ту драку спровоцировал именно Ахматов. Ввалился с дружками в бар и стал нагло требовать бесплатного угощения, угрожая при этом посетителям. Находившийся там в это же время Дмитрий Жигалкин и не выдержал - вступился за станичников.
Дальнейшее известно...
И - началось! В Степное тут же примчался сотоварищи известный своим радикализмом бывший атаман Пятигорского округа Терского казачьего войска Юрий Чуреков. Как-то прославился тем, что на глазах у всей России - сюжет показали центральные каналы ТВ - торжественно и любовно одарил казачьей шашкой лидера РНЕ Александра Баркашова. После чурековского "подогрева" казаки зароптали активнее, а степновские чеченцы (их в районе более 600 человек) на всякий случай стали пореже выходить из домов. И не известно, какой драмой обернулась бы "агитация" Чурекова, если бы не активное вмешательство в ситуацию Совета атаманов Ставропольского округа Терского казачьего войска. Срочно прибывший в Степное первый товарищ окружного атамана Василий Бельченко (он же по совместительству - и зам. секретаря Ставропольского совета безопасности) буквально вытолкал из села взашей и Чурекова, и его сподвижников. Но казачий пикет у милиции Бельченко убирать не стал - напротив, взял под свое крыло. Точнее говоря, пикет возглавил уже совет атаманов округа. И на то были веские причины.
- Степновские правоохранители явно поторопились, - считает Бельченко. - Скажем, они не берут в расчет того, что в район не раз приезжали вербовщики от Хаттаба и Басаева, но местные чеченцы наотрез отказались записываться в бандиты. "Отказникам" грозили местью, причем тот же Ахматов. Он был своим у мятежников, это можно заключить из того, что его не только хоронили в Урус-Мартане как героя, но, по оперативным данным, даже сняли об этом пропагандистский телефильм как о жертве священной освободительной войны с "неверными". Я, например, не исключаю, что Ахматова могли "завалить" и агенты боевиков с откровенно провокационными целями. Возбудить степновских чеченцев: дескать, вас убивают русские, а вы не хотите помогать своим "освободителям" - Хаттабу и Басаеву.
Ставропольский казачий старшина не намерен давать спуску и провокаторам в своих рядах. О них Бельченко говорит так:
- Что касается Чурекова и компании, скажу одно: нам попы гапоны не нужны. Выкинутые из казачьего руководства за экстремизм и национальную непримиримость, они в преддверии очередных атаманских выборов не прочь разжечь на Ставрополье конфликт между русскими и чеченцами и на волне этой вражды снова сесть в атаманские седла. Таким ультрарадикалам, как это ни печально, арест Жигалкина тоже на руку. Понимая всю серьезность ситуации, губернатор Ставрополья и прокурор взяли уголовное дело под контроль. Дмитрий Жигалкин, как того и требовали казаки, освобожден из-под ареста под подписку о невыезде. Оперативно -следственную группу по этому делу укрепили опытными и объективными профессионалами. Казаки убрали свой пикет от здания Степновского РОВД. А вскоре в Степном состоялся расширенный Совет атаманов Ставропольского округа. Самое примечательное, что лидеры краевого казачества не только резко осудили своих экстремистов, но и по-добрососедски побеседовали с лидерами степновской чеченской общины. Словом, взрыв, на который, судя по всему, крепко рассчитывали провокаторы, не состоялся.
А по делу об убийстве Ахматова уже в спокойной обстановке ведется расследование - всестороннее, тщательное, непредвзятое. При этом следователям охотно и безбоязненно стали помогать местные чеченцы - после того, как убедились, что экстремистские "апрельские тезисы" Чурекова и Ко у ставропольского казачества отклика не вызвали.