В Москве с 25 марта по 2 апреля проходит 42-й Антикварный салон. По сравнению с предыдущим, состоявшимся полгода назад, его объем, по признанию самих организаторов, сократился на 15 процентов, что отражает ситуацию продолжающегося кризиса. Вместе с тем на этот смотр-ярмарку съехались 240 галерей из самых разных регионов России, а также из Белоруссии, Германии, США, Франции. Одна только Италия представила сразу три крупные галереи. Как минимум 18 галерей подготовили тематические проекты, представляющие далеко не только коммерческий, но и просветительский интерес.
Отразиться в готическом зеркале работы самого Петра Гамбса (Санкт-Петербург, 1830-е годы) - особое ощущение
Российский рынок искусства, по сравнению с мировым, все еще очень невелик, лишь 0,8 процента, как сообщил один из бессменных устроителей салона, директор Центрального дома художника, президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Василий Бычков. Тем не менее мы – часть единого процесса и не изолированы от его тенденций. А они таковы: после стремительного роста в последнее десятилетие в 2016-м наступила «коррекция» – объем торговли сократился на 56,6 млрд долларов, т.е.на 10 процентов по сравнению с 2015-м. Причем в денежном выражении продажи упали на 34 процента, а по количеству предметов – на 57.
О том, что галерейное дело переживает не самые легкие времена, можно было судить уже по так называемому специальному проекту – некоммерческой выставке на культурологическую тему, традиционно устраиваемой на каждом салоне. В колоритной экзотичности нынешнему проекту не откажешь. Само за себя говорит название – «Тысяча и одна сказка Востока». Это декоративно-прикладное искусство Средней Азии, Ближнего Востока, Магриба, Балкан – регионов с большим влиянием ислама: платья, посуда, украшения. Например, в узбекской части стендов обращает на себя внимание комплекс женских свадебных украшений из Хорезма – в том числе тонко отделанная коллекция серег с полудрагоценными камнями и жемчугом. Интересно было выслушать подробные объяснения куратора выставки Елены Лисовской – коллекционера, художницы, специалиста по костюму. Оказывается, главным назначением богатых подвесок, кулонов, серег и пр.была не красота, а их... звон, который, как считалось, отпугивал злых духов. Отсюда такое обилие и разнообразие деталей.
Елена Лисовская у узбекского стенда проекта «Тысяча и одна сказка Востока». Украшения на самой Елене - тоже узбекские
И все же не оставляла мысль, что в прошлые годы спецпроекты, например посвященные русскому авангарду или искусству старых европейских мастеров, были более концептуальными.
Из галерейных собраний автор этой заметки выделил бы коллекцию русской театральной живописи начала ХХ века, представленную галереей «Кардашиди-арт». Это, например, серии эскизов костюмов Леона Бакста или декораций – Александра Бенуа. Впечатляющие образцы кубистических скульптур Александра Архипенко на фоне тяжеловесно-модернового бронзового «Поцелуя» Родена, светящегося пейзажа Игоря Грабаря и экспрессионистских портретов Анатолия Микули (погибшего в Гулаге самобытного художника и скрипача-виртуоза) можно увидеть в секции галереи «Петербургский антиквар». Галерея искусства Елены Зениной выставила собрание изделий Императорского фарфорового завода, в том числе выпущенных к коронации Николая I.Трудно пройти равнодушно мимо многофигурного майоликового рельефа «Освобождение узников Шлиссельбурга» Исидора Фрих-Хара – мастера, заведовавшего художественной мастерской фаянсового завода в Конаково и в середине 1930-х годов предвосхитившего постсоветский примитивизм (Антикварный салон на Ордынке).
Заяц из самоцветов работы Михаила Шемякина тянет на полтора миллиона рублей
Галерея Веллум предлагает работы корифеев советского неофициального искусства Дмитрия Краснопевцева, Владимира Немухина, Эдуарда Штейнберга, Олега Целкова, Владимира Вейсберга, Эрнста Неизвестного... «Меларус Арт», Forma и некоторые другие продавцы, наоборот, сконцентрированы на произведениях вполне официальных мастеров: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Юрия Пименова, Владимира Стожарова, Владимира Игошева… Old Master Gallery удивила прежде всего размерами представленных сокровищ – особенно поражает воображение виртуозная в своем натурализма картина фламандского анималиста эпохи барокко Пауля де Воса совместно с Яном Вильденсом, только что прошедшая реставрацию в Венском музее.
Подавляющее большинство представленных произведений продается. Правда, не все цены торговцы говорят сходу. Например, на вопрос о стоимости того самого грандиозного фламандского полотна хозяин галереи ответил уклончиво: определяемся.
Но в то, что цены на искусство сильно упали, как-то не верится. Так, упомянутые костюмные эскизы Бакста стоят по 4000 долларов. Набросок декорации Бенуа – 25 тысяч. Более того, если вы захотите купить небольшой пейзаж или жанровую вещь нашего родного советского Виктора Попкова, цены будут колебаться около той же отметки 25 тысяч – отнюдь не деревянных, а зеленых. Когда же в одной из галерей я пригляделся к не очень большому (53х65 см) живописному пейзажу Константина Коровина 1910 года, с меня «попросили» 650 тысяч евро – это уже цена топовых вещей на главных аукционах мира уровня Sotheby’s или Chyristie’s. Конечно, в большинстве случаев возможен торг – но ясно, что принципиально уменьшить стоимость он не может.
Галерея Altomani & Sons предлагает симпатичные в своей наивности образцы провинциального итальянского Возрождения
О том, насколько серьезное явление – арт-рынок и какие сложные проблемы перед ним стоят, свидетельствует инициатива II съезда Форума коллекционеров России, состоявшегося на Антикварном салоне 30 марта: провести общественную дискуссию по разработке закона о движимых культурных ценностях. Этот закон, сообщают устроители салона, обсуждается давно, но пока безрезультатно. Между тем в ходе предыдущих обсуждений (в Общественной палате РФ в сентябре 2016 года, на 41-м Антикварном салоне в октябре и др.) стало понятно, что подготовка качественного закона, отвечающего потребностям государства, его музеев, а также частных учреждений культуры, коллекционеров и владельцев галерей, требует широкого обмена мнениями всех заинтересованных сторон. На данный момент устарели либо вовсе не определены не только правила вывоза и ввоза произведений искусства, но не закреплено законодательно само понятие «культурная ценность». Закон о меценатской деятельности принят только частично и требует доработки; нет закона о коллекционерах и коллекционировании. Остро стоят вопросы экспертизы культурных ценностей и аккредитации специалистов-экспертов. Не регламентируются условия сохранности культурных ценностей, сложная ситуация возникла в области археологии…
Форум коллекционеров и Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров совместно с Социальной платформой «Единой России» в Государственной Думе собираются обсудить предлагаемый закон на следующей неделе. Эту инициативу уже поддержали депутаты Елена Драпеко и Сергей Железняк, директор музея русского импрессионизма Юлия Петрова, известные коллекционеры Михаил Перченко, Давид Якобашвили и другие.