Обозреватель «Труда» размышляет, почему на церемонии вручения премии «Ника» говорили не только о кино, но и о политике
Не знаю, как у вас, а у меня премия «Ника» ассоциируется с оттепелью, с весной. Она родилась в перестроечную пору и стала первой профессиональной наградой кинематографистов, которая вручалась не по разнарядке из ЦК КПСС или Министерства культуры, а путем самого заинтересованного, непредвзятого голосования коллег. Первая «Ника» состоялась в 1987 году. Это было время, когда на экранах гремели «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, «Холодное лето пятьдесят третьего» Андрея Прошкина, «Маленькая Вера» Василия Пичула. И когда общественно-политические журналы (в это трудно сегодня поверить) издавались миллионными тиражами, а в газетные киоски с утра выстраивались очереди...
Те почти былинные времена, овеянные ностальгией, остались в прошлом. Российское кино нынче отчаянно борется на экранах за свое место под солнцем, конкурируя с вездесущим Голливудом. «Ника», в свою очередь, конкурирует с возникшей позже премией «Золотой орел», негласным патроном которой является Никита Михалков. По иронии судьбы «Нику» несколько лет назад возглавил старший брат Никиты Сергеевича Андрей Кончаловский. Говорят, что братья испытывают друг к другу ревностные чувства, что, впрочем, не помешало Кончаловскому пару месяцев назад победить на «Золотом орле» со своим фильмом «Рай», который получил основные награды.
На нынешней «Нике» сюжет повторился едва ли не буквально. Андрей Сергеевич, будучи президентом академии, мог (и, на мой взгляд, должен был) снять свой фильм с конкурса по этическим соображениям, но не стал этого делать, сочтя, что его высокий статус на решение коллег не повлияет, поскольку голосование тайное. В итоге он стал ожидаемым триумфатором «Ники», победив в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучший фильм», а его супруга и муза Юлия Высоцкая, исполнившая в фильме «Рай» главную женскую роль, была названа лучшей актрисой года.
Три приза получил фильм «Монах и бес» Николая Досталя: за лучший сценарий (Юрий Арабов), за лучшее исполнение главной мужской роли (Тимофей Трибунцев) и роли второго плана (Борис Каморзин). Лучшим оператором был признан Максим Осадчий, виртуозно снявший фильм «Дуэлянт». Звание лучшей актрисы поделили между собой Юлия Ауг (фильм «Ученик» Кирилла Серебренникова) и Елена Коренева, блеснувшая в фильме «Ее звали Муму» в постановке Владимира Мирзоева. А открытием года был назван режиссер Алексей Красовский, снявший на частные средства фильм «Коллектор» с виртуозным Константином Хабенским в главной роли.
Также были вручены почетные премии. Приз имени Эльдара Рязанова в номинации «Честь и достоинство» был вручен всемирно признанному режиссеру Александру Сокурову, специальный приз Совета академии «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имени Алексея Германа получил Александр Митта, а награды «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» был удостоен кинокритик Андрей Плахов.
И «вручанты», и «получанты», отмечая высокий уровень номинированных фильмов (без наград, к примеру, остались такие замечательные ленты, как «Дама Пик» Павла Лунгина, «Кеды» Сергея Соловьева, «Зоология» Ивана Твердовского, «Коробка» Эдуарда Бордукова), много говорили в этот вечер об искусстве и коммерции, о праве художника на самовыражение и запросах публики. Но церемония «Ники» состоялась в минувший вторник — через день, когда Москву и еще порядка 80 городов России всколыхнули митинги против коррупции, о которых федеральные каналы не сказали ни слова.
И, словно вспомнив свою перестроечную молодость, мастера экрана заговорили не только о кино, но и о политике, о «злобе дня». Кинематографисты разных поколений и профессий — режиссеры, сценаристы, критики, актеры — говорили об учащающихся попытках властей окоротить свободу слова. О трусливом молчании ТВ по острой и актуальнейшей повестке дня. О гибридных войнах, которые стали приметой времени. О негодной практике разговора с оппозицией с помощью властных окриков.
Виталий Манский, получивший приз за документальный фильм «В лучах солнца», и вовсе сравнил общественную атмосферу в России с ситуацией в Северной Корее. Обидно слышать, но... Весомее всех сформулировал свои претензии к власти Александр Сокуров, резко осудивший разгон мирного митинга в центре Москвы.
«Мне кажется, что власть совершает большую ошибку, ведя себя слишком фамильярно с молодыми людьми, — отметил режиссер. — Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов. Надо услышать их. Но никто из наших политиков с ними не разговаривает. Они боятся это делать». Сокуров также повторил свой призыв к президенту страны Владимиру Путину освободить кинорежиссера Олега Сенцова, который должен снимать фильмы, а не сидеть в тюрьме. Актриса Елена Коренева в своем выступлении назвала Сенцова политическим узником — наряду еще с несколькими оппозиционными деятелями, которые, по ее мнению, были арестованы незаконно. Сценарист Юрий Арабов призвал кинематографистов снимать об узниках совести фильмы.
Временами церемония премии напоминала митинг с повесткой дня, далекой от торжественного повода, — настолько острый характер приобретали некоторые высказывания. Как к этому отнеслись сами участники? Президенту академии Андрею Кончаловскому этот выплеск политических эмоций на «Нике» показался неуместным, о чем он сообщил уже после церемонии в своем интервью журналистам. Худрук «Ники» Юлий Гусман не увидел в произошедшем спонтанном выплеске эмоций катастрофы. Он обратил внимание на то, что в рамках проведения других крупных мероприятий, например, таких, как вручение премии «Оскар» или Олимпийские игры, тоже «бывают острые высказывания». И назвал состоявшийся на «Нике» разговор своеобразным зеркалом общественного мнения.
Захочет ли власть заглянуть в это зеркало или сочтет его кривым — вот в чем вопрос.