Главная Культура 14:35 31 Марта 2015 1561
«Снегурочка» в подарок

Симфонический оркестр Республики Татарстан сделал в Москве заявку на эталонное исполнение Чайковского

Сергей Бирюков

То, что Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан – один из самых амбициозных музыкальных коллективов России, хорошо известно. Нынешнее выступление казанских музыкантов во главе с их лидером Александром Сладковским в московском зале имени Чайковского доказало большее: коллектив, основанный и выпестованный легендарным Натаном Рахлиным, способен на эталонное исполнение самых главных мировых симфонических шедевров.

В данном случае таковыми стали партитуры Рахманинова и Чайковского. В первом отделении прозвучал хрестоматийный Третий концерт Рахманинова. Ансамбль казанцам составила одна из самых обаятельных пианисток сегодняшней академической сцены – Екатерина Мечетина.

Помню выступление Екатерины с этим же концертом полтора года назад. Третий рахманиновский концерт – самый эмоционально насыщенный и физически нагрузочный в мировой фортепианно-оркестровой литературе. Кате уже тогда хватило мощи, открытости выражения от начала до самого конца, и было самое, пожалуй, главное: непрерывное эмоциональное «крещендо» на протяжении громадного сочинения. Не ощущалось ни малейших признаков усталости, наоборот – словно к концу прибывали новые силы. Однако это достоинство обернулось и некоторой однобокостью трактовки: кажется, стоило бы более экономно расходовать нюанс «форте», а в самом этом «форте» проредить и сделать более отчетливой фактуру, чтобы мелодический голос не тонул в океане слишком уж тщательно и тяжеловесно выигрываемых фигураций.

За полтора года Катя совершила большой шаг вперед. Сохранив прежний напор, она нашла в себе силы, образно говоря, смелее оторваться от земли и не только мощно шагать к победному финалу, но и лететь к нему. Этим не маршем, но полетом дышала, в частности, грандиозная могучая, притом вовсе не перетяжеленная каденция первой части. В единую, но сохранившую все свои контрасты линию выстроились вторая и третья части с их разбросом кантилены, былинного сказа, волшебных арабесок и радостного колокольного звона. Вот только перед самой кодой музыканты увлеклись темпом, и музыка потеряла в отчетливости, а коду, наоборот, перетяжелили, и то, что должно было звучать ликующими фанфарами, превратилось в грузный перепляс вприсядку. Впрочем, это не помешало публике «завестись», и Катя отблагодарила ее за отзывчивость еще одним шедевром рахманиновской фортепианной колокольности – знаменитой До-диез минорной прелюдией на бис.

Во втором же отделении «экзаменовался» уже один оркестр, и не кем-нибудь, а самим Чайковским. Надо сказать, что с величайшим из русских композиторов у казанского коллектива – особые отношения. Полвека назад одной из первых ярких работ оркестра, у истоков которого стоял замечательный дирижер Натан Рахлин, стала фантазия «Франческа да Римини». Затем – Шестая, Первая симфонии (именно в такой парадоксальной последовательности). И после них – Четвертая. Та, что привезена теперь в Москву.

Честно говоря, в первой и второй частях не все устроило по темпам. Да, грозное роковое вступление должно звучать размеренно-патетично. Но следующую затем главную тему первой части с ее смятенно сбивающимся ритмическим «дыханием» не стоило так осаживать в движении – иначе она превращается в кисейно-манерное хныканье. Понимаю – дирижеру хотелось подчеркнуть контраст с последующими моментами захлебывающейся экзальтации – но, мне кажется, он перестарался. А вторая часть от излишне посаженного темпа обрела не свойственный ей пафос, будто это не интимная жанровая зарисовка тончайшего русского музыкального лирика, а тяжеловесное топтание какого-нибудь вагнеровского Зигфрида вокруг недвижного тела грузно спящей Брунгильды. Впрочем, плетение летучих духовых подголосков вокруг фаготовой мелодии-сказа в ее репризном повторе помогло преодолеть «силу тяжести» – Брунгильда вновь обернулась маленькой девочкой, кругом которой под звуки рассказываемой сказки запорхали ее ночные грезы.

А начиная со скерцо мы стали свидетелями настоящего исполнительского шедевра. В стремительном виртуозном пиццикато третьей части не потерялась и не разбрелась в разнобое ни единая нотка, несмотря на преобладающий нюанс «пианиссимо». Это была сущая ожившая картинка из детской книжки с гуслями-самогудами, оловянными солдатиками и развеселым Емелей на гуляющей печи. А финал по темпам, по прослушанности оркестровой полифонии и по накалу я бы просто признал эталонным среди всех мною слышанных за много лет исполнений этой музыки. Ну а то, что валторны и трубы немножко «подпакостили» в драматичной кульминации (реминисценции темы судьбы), по-своему даже воспринялось «знаком человечности»: все-таки играют живые люди, а не холодные супермены.

И уж точно эти мелочи никак не сбили энтузиазм публики, после чего сыгранная на бис стремительная Пляска скоморохов из сюиты Петра Ильича к «Снегурочке» Островского стала сверх-эффектным восклицательным знаком в конце программы.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9476
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7174
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?