Учителя проходили переподготовку в Москве, а также на выездных курсах повышения квалификации в регионах. Директорам школ рекомендуют премировать учителей за преподавание незнакомого предмета.
Переподготовку прошли 15 тысяч учителей, 1 апреля они приступят к занятиям. Курс «Основы религий и православной культуры» длится 34 часа: нынешние четвероклассники будут изучать основы религий в
Выбор за ребенка фактически сделали родители, они могли выбирать среди шести учебных программ: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.
Учебник сделали совершенно светским (дьякон Андрей Кураев уже сказал об учебнике по основам православной культуры, что «атеистическая цензура изуродовала учебник») Темы уроков, к примеру, — «Православие в России», «Обязанности мусульман», «Будда и его учение», «Патриархи еврейского народа», «Дворянский кодекс чести». На уроках светской этики детям расскажут, что такое мораль и философия, чем отличается природа от культуры, для чего нужны традиции и как они появляются
15 тысяч учителей уже прошли
Содержание и методики преподавания курса будут апробироваться в течение двух лет, а затем введены по всей стране. В течение этих двух лет учителя смогут возвращаться на обучение и общаться со специалистами Академии повышения квалификации в электронном режиме, пообещал ректор академии Эдуард Никитин.
Преподавать новый предмет будут
В теории каждый ученик может выбрать любой из шести курсов. На практике чаще всего родители учеников выбирают для своих детей основы светской этики, основы православия либо мировых религий.
К примеру, в Свердловской области 70% родителей, по предварительным опросам, выбрали курс светской этики, 23% — православие, 1% — ислам, 0,2% — буддизм и 0,1% — иудаизм. В буддийской Калмыкии основы буддизма выбрали 51%, а светскую этику — 9,8%, в Еврейской автономной области только 20% выбрали иудаизм, остальные опрошенные практически поровну распределяются между основами мировых религиозных культур и основами светской этики.
«У нас чисто христианская область: 57% выбрали основы православной культуры, 36 — основы светской этики и 7% — основы мировых религий. 19 человек — это меньше одного процента — будут учить ислам. Все они из компактного поселения курдов, поэтому проблем с организацией занятий не будет», — рассказывает ректор тамбовского института повышения квалификации работников образования Галина Шешерина.
Учебники писали как представители конфессий, так и светские специалисты. Издательство «Просвещение» выпустило больше всего учебников по светской этике — 125 тыс. экземпляров. На втором месте учебники по основам православной культуры, выпущенные тиражом 80 тыс. экземпляров, пособие по основам мировых религиозных культур издано в количестве 60 тыс. экземпляров. Исламскую культуру по учебникам «Просвещения» будут изучать 40 тыс. школьников, буддийскую — 14 тыс. и иудейскую — 12 тыс. детей.
Родители имеют право поменять выбранный курс, и некоторым, вероятно, придется это сделать. Если только один ребенок из «параллели» захочет изучать буддизм или ислам, не во всех школах ему смогут подобрать учителя, который вел бы урок для него одного. В этом случае, вероятно, придется согласиться на урок основ светской этики или истории религий. «Но уговаривать ребенка перейти в другой класс, потому что „вас здесь три человека, а там двадцать“, — такого не будет», — обещает Рытов. Отказаться от посещения от уроков основ религий и светской этики вообще нельзя: они не факультативны.
«Директора должны рассчитать, скольким педагогам необходимо пройти переподготовку. Если большинство учеников заявились на два предмета, значит, должно быть два учителя», — пояснила Галина Шешерина.
Основы религий и светской этики будут претендовать на время, отведенное под предмет «Окружающий мир». Сам «Окружающий мир» ускоренно прошли в течение третьей четверти, освободив место под религии. Поэтому доплаты за дополнительные часы преподавания учителям, которые вели этот предмет, не предполагается.
Но если основы религий будет преподавать, к примеру, учитель музыки, он получит надбавку. Мы рекомендуем учесть это при распределении стимулирующей части оплаты труда, ведь у учителей возрастает учебная нагрузка — необходимо время на чтение методичек, освоение нового предмета.
Курс подвергся критике как представителей религий, так и светских специалистов. Президент Федерации еврейских организаций и общин России Михаил Членов в интервью «Труду» назвал курс «Основы светской этики» «безумно скучной дисциплиной». Согласно разработанной программе нового предмета, пока школьники, изучающие религиоведение, будут осваивать вопрос возникновения религий и сравнивать различные священные тексты, их одноклассники, выбравшие светскую этику, рассмотрят примеры семейных праздников и нравственного поведения.
Преподаватель основ православной культуры и религиоведения Мария Сеньчукова считает, что школьникам 10–11 лет преподавать такую дисциплину слишком сложно. «Большинству ребят она будет неинтересна. Поскольку весь курс касается проблем мировоззренческих, логично было бы вводить его у ребят, переживающих очередной возрастной кризис. Например, у учащихся
В целом, согласно опросам, родители одобряют введение нового курса: по данным фонда «Общественное мнение», 63% опрошенных положительно отнеслись к преподаванию основ религий и светской этики в школе.
Источник: Академия повышения квалификации работников образования