В Санкт-Петербурге вступили в силу поправки в закон "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования". Согласно им теперь власти Северной столицы могут устраивать водителям маршрутного такси переэкзаменовку на право вождения. Эта инициатива направлена в первую очередь на трудовых мигрантов, занимающихся перевозкой пассажиров.
Непонятный документ
В Санкт-Петербурге 70-90% водителей маршруток - выходцы из стран ближнего зарубежья. По словам председателя комитета по законодательству законодательного собрания Санкт-Петербурга Виктора Евтухова, за первые два месяца 2009 года в Петербурге произошло 66 аварий с участием маршрутных автобусов, причем 47% из них - по вине водителей.
Сейчас любой мигрант в России может ездить по водительским правам, выданным на его родине. При этом работодатель никак не может проверить их подлинность. Кроме того, даже если гастарбайтер на родине честно получил свои права, правила дорожного движения, а главное, традиции вождения в разных странах могут различаться.
Гонщики поневоле
Все мы сталкивались с лихачеством водителей маршруток. Многие наслышаны, что особенно этим грешат иностранцы. Однако в высокой аварийности маршрутных автобусов в России виноваты зачастую не водители, а работодатели. Большинство мигрантов они устраивают на работу нелегально, чтобы эксплуатировать их на кабальных условиях.
Водители работают по такой системе: за день они должны "накатать" определенную выручку, а все, что сверху, могут оставить себе. Эта планка компанией задирается максимально высоко, и чтобы иметь хоть что-то, водителям приходится ездить агрессивно, превышать скорость, проскакивать на желтый сигнал светофора, брать "стоячих" пассажиров. Как результат - масса аварий с участием маршрутных такси.
Бесправный мигрант в чужой стране боится предъявить своему работодателю претензию, а если даже решается на это, то результат для него может оказаться плачевным. Так, недавно, в Нижнем Новгороде предприниматель застрелил своего подчиненного, гражданина Узбекистана. Последний вместе со своими коллегами, выходцами из стран СНГ, был возмущен увеличением суммы выручки, которую водители должны сдать по итогам рабочего дня. Когда предпринимателя агрессивно "приперли к стенке", он нанес своему работнику ранение в живот.
Жертвы
Аварии с участием маршруток
6 человек
погибли 26 октября 2008 года в Санкт-Петербурге: маршрутный автобус протаранил автобусную остановку; еще 14 человек получили ранения
5 человек
погибли 25 марта 2009 года в Московской области - перевернулась маршрутка
4 человека
погибли 20 марта 2009 года в Ленинградской области: маршрутка врезалась в легковой автомобиль; еще 8 человек получили ранения
2 человека
погибли 20 марта 2009 года на юге Москвы: маршрутка столкнулась с грузовой фурой; еще трое получили ранения
2 человека
погибли 10 марта 2009 года в Волгограде: маршрутка столкнулась с легковым автомобилем
2 человека
погибли 21 июня 2007 года в Екатеринбурге: маршрутка столкнулась с грузовиком "Камаз"; еще 4 человека были ранены
Источник: собственные данные