ШЕФ, НЕРВИРУЕШЬ!

Такие данные содержит исследование, проведенное кадровым центром "ЮНИТИ". В опросе участвовали 100 менеджеров высшего и среднего звена в возрасте от 25 до 45 лет. Однако если одни работники переносят стресс тяжело, других он стимулирует к более продуктивной работе.

"Если начальник - дурак, это всегда стресс" - таков один из наиболее распространенных ответов респондентов. После разговоров с начальством у многих снижается работоспособность и теряется концентрация. "Негатив от начальства - это смерть продуктивной работы! - говорит 30-летняя Мария Меркурьева, которая работает юристом в риелторской компании. - Лично я не могу работать, когда на меня "гонят". А если появляются непреодолимые противоречия, то я просто увольняюсь".
Порой между начальником и подчиненным может развернуться целая война. "Сейчас общение с начальством никакого стресса у меня не вызывает, - говорит Анастасия, менеджер по логистике. - А вот на предыдущем месте работы каждый вызов к начальнику означал только то, что снова будут кричать и чего-то требовать, не объясняя, что нужно конкретно. Там, конечно, работать не хотелось вообще. Я ушла, а мой бывший начальник сейчас собирается подавать на меня в суд".
КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА
Впрочем, далеко не все рассматривают критику начальства и стресс как деструктивное явление. Например, Ирина Зиновьева - ей 25, и она работает педагогом дополнительного образования в пензенском интернате. "Иногда я очень устаю от работы с ребятами, среди них много трудных детей. После такого непросто выслушивать критику начальства. Тем не менее любая критика, я считаю, всегда идет в плюс. Но когда я с начальством не согласна, то все равно делаю так, как считаю нужным".
На ковре у начальства многие считают правыми руководителей. "Разногласия с начальством обычно происходят из-за того, что я не понимаю сути проблемы, - уверен Николай Емелин, студент 4-го курса МГТУ им. Баумана, работающий проектировщиком в строительной фирме. - Очень часто я работаю удаленно от объекта и не вижу, как дело обстоит на месте. Но любую критику от шефа воспринимаю позитивно! Она меня стимулирует, и я начинаю больше стараться".
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Не только подчиненные испытывают стресс от общения с начальством, бывает и наоборот. Татьяна работает главным бухгалтером в Москве, ей 43. "С начальством сложности бывают, но чаще стресс испытываю от общения с подчиненными! Сотрудники, которые приходят на работу после вузов, малообразованны и невоспитанны! Некоторые не умеют правильно пользоваться элементарными программами на компьютере, например Word и Excel. И в коллективе они себя вести совершенно не умеют - от них сплошные нервы!" Так что кто кому больше досаждает - начальство подчиненным или подчиненные начальству - это еще вопрос.
В любом случае частые стрессы на работе - основная причина увольнений, считают специалисты из центра "ЮНИТИ". Из-за постоянных нагрузок на психику увольнялись 35% респондентов. Нервы и работа - для многих эти две вещи в отдельности уже не существуют. И не факт, что на новом месте все не вернется на круги своя. Возможно, правы те, кто строит взаимоотношения с начальниками по поговорке "Кто поп, тот и батька" и не воспринимает близко к сердцу общение с ними.
К примеру, Роман Терехин работает поваром в московском ресторане, ему 19 лет. Он говорит, что никогда не испытывал стресса от общения с начальством. "К любым замечаниям сверху отношусь без особых эмоций. Я знаю, что делаю свое дело как надо, но к замечаниям прислушиваюсь часто". Таких, как Роман, немало. "Мне глубоко "забить" на начальство. На него я не реагирую, - говорит Марат Уразаев, только что окончивший педагогический колледж и работающий учителем физкультуры в Пензенской области, в селе Сюзюм. - И всегда отвечаю одно: "Я работаю по единой программе Министерства образования". И все". Из-за стресса на работе Марат точно не уволится.
Цифры
ОТ ЧЕГО СТРАДАЮТ МОСКВИЧИ НА РАБОТЕ?
l 48% опрошенных считают свою работу нервной и стрессовой.
l 50% работников высшего и среднего звена недовольны своими зарплатами.
l 33% респондентов работают сверх нормы.
l 85% сотрудников часто болеют из-за стрессов на работе.
l 40% нервничают из-за недостаточной шумоизоляции, некомфортной температуры и плохого освещения.
l 43% не могут полноценно обедать на рабочем месте.
Источник: кадровый центр "ЮНИТИ"