ЗАЧИСТКА ПЕРЕД ГЛАВНЫМ

На минувшей неделе были отправлены в отставку пятеро заместителей министров, а замглавы Следственного комитета отстранили от работы на время проверки. По мнению большинства экспертов, так начался процесс подготовки правительства к появлению нового начальника - Владимира Путина.

Все уволенные чиновники уже длительное время занимали свои должности, что сделало их сильными игроками аппаратного уровня. Так, замминистра МВД Александр Чекалин и замглавы МИДа Александр Лосюков занимали свои должности с 2000 года, а замглавы Минздравсоцразвития Владимир Стародубов ранее вообще являлся министром здравоохранения. Минимальным стажем обладал замглавы Минприроды Анатолий Темкин, он в правительстве с 2004 года. Несомненным лидером по стажу являлся создатель ЕГЭ Виктор Болотов - он занимал пост замминистра на протяжении 12 лет (с 1992 по 2004-й), а с 2004-го возглавил Рособрнадзор. По негласным аппаратным правилам уволенные чиновники могли претендовать на министерские посты. Назначение министром кого-то третьего привело бы к публичному конфликту. Напрашивается вывод, что ведомства, в которых прошли кадровые перестановки, ждет смена руководителей, а вновь назначенные замы и должны обеспечить плавную и бесконфликтную передачу власти.
Кроме произошедших отставок в министерствах обострилась борьба внутри силового блока. В пятницу генпрокурор Юрий Чайка в очередной раз выступил с критикой Следственного комитета при прокуратуре. Перечислив многочисленные прегрешения нового ведомства, он намекнул на то, что неплохо бы вернуть прокуратуре надзорные функции, а возможно, и само следствие. Но если выступление Чайки было больше похоже на аппаратную пикировку, то происшествие в самом Следственном комитете иначе как войной не назовешь - там отстранили от работы на время проверки руководителя Главного следственного управления Дмитрия Довгия и ряд следователей центрального аппарата. Все бы ничего, однако управление Довгия занималось расследованием уголовных дел в отношении замминистра финансов России Сергея Сторчака, генерала ФСКН Александра Бульбова. Иными словами, в громких уголовных делах могут произойти изменения.
Кадровые перестановки и чистка в СКП подтверждают кулуарные разговоры о том, что в ближайшие месяцы в правительстве поменяются многие руководители. Борьба за должности обостряется, поскольку если не устранить конкурента до 7 мая (день вступления в должность нового президента), потом может оказаться поздно.
хронология
КОГО И КОГДА ИЗ ЧИНОВНИКОВ УЖЕ "УШЛИ"
l Главу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктора Болотова - 26 марта
l Замглавы Минздравсоцразвития Владимира Стародубова - 26 марта
l Первого замглавы МВД Александра Чекалина - 26 марта
l Замглавы Минприроды Анатолия Темкина - 27 марта
l Замглавы МИДа Александра Лосюкова - 27 марта.
ПОЛИТОЛОГИ ОБ ОТСТАВКАХ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
Михаил Виноградов, генеральный директор Центра политической конъюнктуры:
- Едва ли можно рассматривать состоявшиеся кадровые перестановки как свидетельство того, что правительство перестраивают под Путина. Я также не склонен преувеличивать роль лоббистов при принятии решений об отставках. Уход замглавы МВД Александра Чекалина (самое важное из принятых кадровых решений) - это реакция на разгорающуюся борьбу кремлевских групп за силовой блок. Президент сообщает желающим поставить под контроль это министерство о том, что у Путина свои планы на силовой блок. Но их содержание пока будет держаться в тайне. Это вполне в стиле Путина.
Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий:
- Перестановки свидетельствуют о том, что приближается период реформирования правительства, роль которого существенно возрастет. Достаточно сказать, что впервые в российской истории премьер-министр (а не президент!) будет контролировать силовой блок. Не случайны разговоры о создании Единого следственного комитета и слухи о появлении в правительстве должности вице-премьера, курирующего силовиков. Поэтому все основные группы влияния хотят застолбить за собой должности заместителей министров, прекрасно понимая, что это сможет в дальнейшем обеспечить контроль за министерствами.