ПЕРВО-НАПЕРВОАПРЕЛЬСКОЕ
1 апреля. Происхождение этого самозванца теряется в веках и потому туманно. Но почти все рвутся отмечать самый несерьезный из 365 дней в году. Каждый в меру отпущенного ему чувства юмора. К указанной календарной дате одни хотят привязать День дурака, другие пытаются раздвинуть его рамки пошире, чтобы заключить в них и тех, кого Господь умом не обидел. Все-таки, как заметил кто-то из них, со времен Адама дураки в большинстве. И хотя здесь, как в Мировом океане, бывают приливы и отливы, кворум всегда обеспечен.
1 апреля тихой сапой, с шуточками-прибауточками утвердило себя в качестве полупризнанного праздника. Правда, до нерабочего дня пока недотягивает. Может, для начала установить полурабочий день?
Когда в конце прошлого года наши законодатели всерьез взялись наводить порядок в нестройных рядах государственных праздников, Первому апреля было не до шуток. О нем напрочь забыли. Теперь же, когда почти все праздники построили в одну шеренгу и скомандовали сомкнуть ряды, опоздавших просят не беспокоиться.
И все же. Проблема эта, пусть и не первостепенная, но как-никак первоапрельская. Могут, конечно, возразить, что делать глупости и валять дурака у нас и по будням неплохо получается. Но ведь когда-то надо подводить итоги этой кипучей деятельности. Хотя бы раз в году. И лучше 1 апреля не найти.
"НАДЕЯТЬСЯ НЕ МОЖНО"
Между прочим, проблемой дураков на Руси в свое время был весьма озабочен Петр I. Видимо, понимал, что проблема эта, как модно сейчас говорить, системообразующая. Но точнее было бы сказать - системоразрушающая. Впрочем, как знать.
Царь решал ее проверенным способом - с помощью указа. На сей раз он именовался весьма сурово - "О свидетельствовании дураков в Сенате". Подписан указ был 6 апреля 1722 года. Чуть-чуть не угадал с датой: на шесть дней бы раньше - было бы в самый раз.
Тому, кого Сенат признавал дураком, нельзя было не только занимать государственную должность, но даже жениться, поскольку "доброго наследия к государственной пользе надеяться не можно". Интересно, какими критериями руководствовались в Сенате. Не исключено, кое-что из этого инструментария пригодилось бы в современных условиях перманентного кризиса, когда каждое неосторожное движения указанной категории, облаченной к тому же государственными должностями, может привести к вполне предсказуемым, но непоправимым последствиям. Вот только кто возьмет на себя эту неблагодарную для одних и благодатную для других работу? Можно или не можно надеяться?