РУССКИЙ АВАНГАРД В ГЕРМАНИИ

В знаменитом Музее искусств и ремесел Гамбурга открылась выставка "Во всю силу. Русский авангард. 1910-1934 годы".Экспозиция во многом уникальна. Здесь представлены свыше 500 произведений всех жанров: живопись, скульптура, графика, фотография, керамика, театральные декорации, плакаты, костюмы. Свои фонды открыли крупнейшие российские и европейские музеи, среди которых - Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Кельнский музей Людвига. Представлены экспонаты и из российской провинции, в частности из Ярославля и Саратова. Многие из них ранее не показывались в Западной Европе или не выставлялись вовсе.

- Уже в течение ряда лет, - рассказал мне директор музея профессор Вильгельм Хорнбостель, - германская компания "Винтерсхалл АГ" и его российский партнер ОАО "Газпром" в рамках культурных проектов поддерживают деятельность, развивающую диалог между немецкой и русской культурами.
Наша выставка стала уже восьмым по счету проектом, проводимым при поддержке Газпрома и Винтерсхалла. В залах музея мы разместили работы таких известных деятелей российской культуры, как Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Владимир Маяковский, Александр Родченко, Владимир Татлин, Александр Дейнека, братья Георгий и Владимир Стенберги.
Большинство произведений было создано в период между 1910 и 1934 годами. Программным истоком российского авангарда по праву считается выставка "Бубновый валет", состоявшаяся в Москве в 1910 году. И хотя в показанных на ней работах все еще прослеживалось влияние Сезанна и французского кубизма, тем не менее критический анализ западных образцов, отход от ставшего академическим натурализма уже вели к авангардистским тенденциям. А в 1915 году в Петрограде открылась первая футуристическая выставка "Трамвай В". Здесь благодаря произведениям Казимира Малевича и Ивана Пуни родились понятия футуризма и кубофутуризма - синтеза кубистических, футуристических и примитивистских изобразительных средств, преобразовавшихся со временем в самостоятельное направление в живописи.
В том же 1915 году в Петрограде прошла еще одна выставка - "0,10". Здесь был впервые показан ставший знаменитым "Черный квадрат на белом фоне" Малевича. Эту своего рода "икону" русского авангарда могут увидеть посетители нашего музея.
Хотел бы особо подчеркнуть, что разнообразные экспонаты мы намеренно не стали разделять на жанры, а постарались представить в тематическом и пространственном контексте. Надеемся, что репрезентативный обзор в разделах выставки "Начало модерна", "Пути абстракции", "Агитация и пропаганда", "Театр как целостное произведение искусства" позволит посетителям музея непосредственно сравнить отдельные стили, мотивы творчества и личности авторов.