АНДРОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ

Скоро в андрологическом отделении клиники планирования семьи при Московской медицинской академии имени Сеченова отметят первую годовщину его создания. По словам заведующего отделением Александра Артюхина, результаты работы оценены положительно, и сейчас Минздравом и Московской медицинской академией решается вопрос о развертывании отделения в Центр репродуктивного здоровья мужчин (Андрологический центр).

Андрологическое отделение в клинике планирования семьи при Московской медицинской академии имени Сеченова было открыто весной прошлого года. А уже к осени благодаря спонсорской поддержке президента Международного благотворительного фонда инвалидов Льва Черного, говорит Артюхин, оно заработало в полную силу. Сегодня небольшой коллектив отделения принимает всех нуждающихся в специализированной помощи, причем около половины из них - бюджетники - обслуживаются бесплатно. Здесь не ограничиваются только медобслуживанием населения, ведя наряду с этим методологическую и исследовательскую работу, для чего приобретены современное рентгеновское оборудование производства Siemens, микроскопы, хирургическое, инструментальное и физиотерапевтическое оборудование.
После преобразования отделения в Центр репродуктивного здоровья мужчин его задачи расширятся, в том числе в области клинической спермиологии и иммуноандрологии, диагностики и лечения различных форм мужского бесплодия, разработки и внедрения алгоритмов ведения бесплодной супружеской пары.
По словам Артюхина, сегодня российская медицина обязана "повернуться лицом к андрологии". Это медицинское направление, подчеркивает андролог, долгое время находилось в загоне. Его даже иронически именовали "мужской гинекологией". Проблема была в том, что, согласно устоявшимся стереотипам, у нас считали, что гинекология и все связанное с деторождением - только "по женской части".
Между тем сегодня отношение к андрологии начинает меняться. Как говорит Александр Артюхин, причиной этого стал главным образом "прогрессирующий демографический кризис". За истекшее десятилетие рождаемость в стране снизилась на 58,1 процента. А поскольку уровень смертности сейчас в три раза превышает показатели рождаемости, то речь идет уже о "депопуляции населения".
Кроме того, стало общепризнанным, что "мужской фактор" в бесплодном браке (а таких браков в России более 20 процентов) составляет 40-60 процентов, а в 20-25 процентах случаев за это ответственны оба супруга. По словам одного из врачей отделения Ирины Ромашкиной, это - результат неправильного подхода к мужскому здоровью. "Девочкам, - говорит она, - еще в школе твердят, что они каждый год должны показываться гинекологу. Мужчинам - нет, хотя по логике вещей им профилактика заболеваний репродуктивной системы столь же необходима, как и женщинам. Поэтому мужчина обращается к врачу только тогда, когда болезнь становится очевидной".
Впрочем, когда мужчина все-таки вспоминает об андрологах, то, как правило, он обращается в коммерческие клиники. А там, по словам Артюхина, часты случаи профессиональной недобросовестности - пациентов подчас лечат от несуществующих заболеваний. Самый распространенный диагноз такого рода - "двустороннее варикоцеле" (проще говоря, варикоз вен яичка). Операция при таком диагнозе стоит около 40 тыс. руб. Артюхин поясняет: любому компетентному врачу известно, что с правой стороны варикоцеле встречается крайне редко.
Как утверждают в андрологическом отделении, выход из ситуации все-таки есть. Пациент, получив предложение сделать ту или иную операцию, обезопасит себя, потребовав официального заключения консилиума медучреждения со всеми положенными подписями и печатями. "Если дело нечисто или медики не уверены в диагнозе, - говорит Артюхин, - такого документа пациенту никогда не дадут".
Специалисты андрологического отделения также полагают, что "коммерческая андрология" грешит еще одним существенным недостатком. Это - слишком легкое отношение к хирургическим вмешательствам в репродуктивную систему человеческого организма. Так, говорит Ирина Ромашкина, сегодня широко рекламируется стерилизация мужчин. Но при этом мало кто задумывается над тем, что эта операция фактически калечит мужской организм. Кроме того, восстановление функций семявыносящего протока, если стерилизованный мужчина вдруг снова захочет иметь детей, удается не всегда. Ведь при длительной "закупорке" семявыносящего протока развиваются необратимые изменения в репродуктивной системе (нарушение движения протока, изменения сперматогенеза). А в условиях демографического кризиса такая практика выглядит совершенно безответственной.