- Может ли потребитель рассматривать сертификат как свидетельство качества услуги, которому он
- Может ли потребитель рассматривать сертификат как свидетельство качества услуги, которому он может доверять?
- Сертификат в сфере услуг означает, что потребителю предоставлена услуга, строго соответствующая российскому стандарту. А стандарт включает в себя обязательные нормы безопасности, охраны здоровья потребителя и окружающей среды. Иными словами, сертификат гарантирует безопасность услуги для жизни и здоровья.
- Вроде бы на мою жизнь и так никто не покушается, когда я сдаю костюм в чистку или телевизор в ремонт.
- Конечно, но телевизор иной горе-мастер так может починить, что аппарат потом сгорит вместе с квартирой. А при химчистке и крашении могут быть использованы крайне вредные вещества и для здоровья человека, и для окружающей среды. Поэтому ремонт бытовой аппаратуры, химчистка входят в "Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации", утвержденный правительством Российской Федерации. В этот перечень входят также техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств, услуги общественного питания, парикмахерских, гостиниц, турфирм, перевозка пассажиров автотранспортом. В этом году будет введена обязательная сертификация услуг розничной торговли.
Кроме обязательной, есть еще и добровольная сертификация. Ее проходят сервисные предприятия, которые оказывают услуги, не входящие в обязательный перечень. К таким, например, относятся услуги центров отдыха, по оценке имущества, банковских технологий, образования и подготовки кадров, рекламной деятельности, автозаправочных станций и других. Обычно фирмы проходят добровольную сертификацию, чтобы выделиться в условиях конкуренции, использовать полученное преимущество в рекламе и дополнительно привлечь к себе потребителей.
- И все-таки: получение сертификата - это почетное право или обязанность сервисного предприятия? Если мне предлагают услугу и выясняется, что сертификата у фирмы нет, значит, меня собираются облапошить мошенники?
- Когда фирма предлагает услугу, которая входит в обязательный перечень, а самого сертификата предъявить не может, ее деятельность незаконна. Либо она умышленно избегает сертификации, и тогда никаких гарантий безопасности для потребителя нет, либо сертификат у нее отобрали за серьезное нарушение. Сертификата у фирмы может не быть, если услуга в обязательный перечень не входит. Но при всех прочих равных условиях сертифицированная услуга, конечно, надежнее. А кроме того, фирмы сертификатами дорожат и от установленных норм и правил стараются не отступать.
- Если сертификат у фирмы имеется, а качеством обслуживания клиент остался недоволен, - куда в таком случае можно обратиться с претензией?
- На сертификате всегда обозначено наименование, адрес, телефон органа по сертификации, который его выдал. Если будет установлено, что претензия потребителя обоснованна, тогда действие сертификата соответствия может быть приостановлено или вовсе отменено. Так, за прошлый год около 120 сервисных предприятий были лишены сертификатов соответствия. В случае, если в органе по сертификации претензия не рассмотрена или меры не приняты, потребитель может обратиться в органы государственного надзора и контроля качества данного вида услуг. За нарушения правил сертификации они могут оштрафовать должностных лиц. Во всех неясных случаях можно обратиться также во Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации Госстандарта России по тел. 253-70-53.