Отношения с Россией стали катализатором скандального брожения в политической элите Польши. Президент страны Александер Квасьневский в нескольких интервью резко раскритиковал премьер-министра Ежи Бузека за упущения в "остполитик", как на немецкий манер назвали польские журналисты восточную политику Варшавы. Основной упрек: два года не было сколь-либо заметных политических инициатив со стороны правительства по налаживанию сотрудничества с Россией. За своего непосредственного начальника вступился министр иностранных дел Бронислав Геремек, который в резкой форме выразил несогласие с президентской оценкой, а МИД тотчас передал в СМИ список двусторонних дел, не улаженных якобы по вине Москвы, переложив, стало быть, груз ответственности на российскую сторону.
Хорошим поводом для вывода польско-российских отношений из состояния холодного застоя может быть недавнее освобождение двух полек из чеченского плена, считает Квасьневский.Президент Польши ставит в пример главе правительства собственное поведение. В 1998 году президент нашел возможным сделать частный визит в Москву на финал конкурса имени Чайковского и встретиться с Ельциным и Примаковым, чтобы хоть как-то поправить явно не складывающиеся взаимоотношения. А Ежи Бузек не ищет таких возможностей. Как-то он летел из Японии и по пути предпочел задержаться в Иркутске, а надо было бы в Москве, чтобы встретиться с российскими руководителями.
В последнем номере варшавского еженедельника "Политика" под заголовком "Хочу быть президентом" опубликованы, по сути, тезисы предвыборной программы Квасьневского, который впервые публично заявил, что будет бороться за сохранение за собой президентского кресла на выборах осенью этого года. Показательно, что международный раздел тезисов начинается не с НАТО, ЕС или США, а со слов: "Во внешней политике большим вызовом будет улучшение отношений с Россией".
Слова Квасьневского тем более значимы, что он имеет трудно оспариваемый шанс остаться на президентском посту на следующий срок, ибо рейтинг его стабильно не опускается ниже 60 процентов, а моментами достигает 80. Сменить позу, повернуться лицом к России принуждает экономическая ситуация. "Дозревшую до интеграции" страну западные рынки не приветствуют, товар ее пускают неохотно. Вот яркий тому пример. Более года была запрещена поставка в страны ЕС польской молочной продукции. "Санитары" из Еврокомиссии проверяли молококомбинаты до тех пор, пока не была изловлена последняя крыса. Энтузиазм расширения в Евросоюзе прошел. "Болезнь эгоизма на Западе, - говорит Квасьневский, - все сильнее". Открыто недовольны более чем прохладной восточной политикой правительства бизнесмены. Страна задыхается от избытка продовольствия, мебели, стройматериалов, лекарств, но для поддержки экспорта не хватает средств в дефицитном бюджете, а все основные меры правительства нацелены на сотрудничество с ЕС, доводку экономики до европейских стандартов.
И с постельцинской Россией делать политику будет нелегко, предупреждает соотечественников Квасьневский. Но он, похоже, настроен это делать.