Московской филармонии исполнилось сто лет
Московская государственная академическая филармония справила в минувшую субботу свое 100-летие двумя памятными концертами. Не все пошло по намеченному плану, но несмотря на это праздник получился впечатляющим.
Большой зал консерватории, где состоялся первый, дневной концерт, формально не принадлежит Филармонии – он, что ясно уже из названия, консерваторский, но исторически так сложилось, что именно в нем зародилась филармоническая активность столицы. Как напомнил со сцены музыковед и ведущий концертов Филармонии Ярослав Тимофеев, 29 января 1922 года в Большом концертном зале Госфила – так тогда называлась вновь учрежденная организация, призванная упорядочить и направить музыкально-исполнительскую деятельность – революционер и композитор Борис Красин представил публике Государственный симфонический оркестр под управлением Александра Хессина, хор под руководством Павла Чеснокова, солистов – Антонину Нежданову, Константина Игумнова и других музыкантов, составивших костяк будущей Филармонии. Прозвучала весьма необычная по сегодняшним меркам программа. Вполне естественно, в нее вошла Девятая симфония Бетховена – один из главных музыкальных символов единения человечества под знаменами борьбы за идеалы разума и братства. Однако если сегодня исполнением этой гигантской партитуры формат типичного концертного вечера, скорее всего, и исчерпался бы, то тогда люди были готовы исполнять и слушать музыку в гораздо больших объемах. Поэтому за идущей свыше часа симфонией последовали хоры Михаила Ипполитова-Иванова и Сергея Танеева, Второй фортепианный концерт Рахманинова и «Поэма экстаза» Скрябина. Напомним, в стране еще шла гражданская война, и, казалось бы, до классической ли тут музыки. Однако выяснилось – именно до нее, более того: классика оказалась долговечнее самого государства, за становление которого шла тогда схватка. СССР возник почти годом позже Филармонии – и вот уже 30 лет как распался, а она не только существует, но превратилась в один из крупнейших просветительских и продюсерских центров в масштабах не только страны – планеты. Достаточно сказать, что нынешние ее концерты носят уже шестизначные номера…
Что до субботнего концерта в консерватории, он в точности повторил программу столетней давности. Логично, что все три с половиной часа на сцене играл Академический симфонический оркестр Московской филармонии под руководством Юрия Симонова. За хоровую составляющую отвечала Государственная академическая капелла имени А.А.Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка. Солистами в симфонии выступили Хибла Герзмава, Мария Барахова, Сергей Романовский и Алексей Тихомиров – певцы разных поколений, но сравнимые в звездности. Рахманиновский концерт поручили Денису Мацуеву – и как же в таком случае без биса, которым стал «Вокализ» Сергея Васильевича, сыгранный с особенной душевной широтой (можно было понять этот номер и как дань памяти Неждановой, которой посвящен вокальный оригинал произведения).
После этого обладателям билетов на оба мероприятия понадобились очень быстрые транспортные средства, чтобы успеть к началу концерта в Зале имени Чайковского, с 1940 года – момента своего открытия – являющемся основной резиденцией Филармонии. Здесь уже ставка была сделана на молодые силы, которые представил главный проект МГАФ последних нескольких лет – Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Правда, не удалась задуманная встреча коллектива с дирижером, которого еще совсем недавно тоже числили молодым, но уже устойчиво признали одним из ведущих в мире – венесуэльцем Густаво Дудамелем, нынешним музыкальным главой Парижской оперы. Европейско-латиноамериканский маэстро внезапно захворал, и его подменил – вы угадали, конечно Валерий Гергиев. В этих моих словах ни капли иронии, общеизвестно, что Валерий Абисалович – не только один из крупнейших дирижеров современности, но, бесспорно, не имеющий себе равных по работоспособности и оперативности. Под его началом прозвучали не только Праздничная увертюра Шостаковича и отрывки из балета Стравинского «Жар-Птица», но, например, первая часть Тройного концерта Бетховена с потрясающей Анне-Софи Муттер (я давно не слышал такого мощного и полнокровного скрипичного звука), на которую старались равняться испанский виолончелист Пабло Феррандес и наш пианист Даниил Трифонов.
В финале концерта Вивальди для четырех скрипок соединили свои усилия вундеркинд Даниил Бессонов, концертмейстер РНМСО Елена Таросян, один из ведущих солистов филармонии Павел Милюков и патриарх отечественной скрипичной школы Борис Кушнир. Рахманиновская каватина Алеко получила эталонную трактовку Ильдара Абдразакова… Правда, еще одну потерю – от приезда в Москву отказалась из-за болезни Анна Нетребко – устроители не смогли компенсировать адекватно: впрочем, грузноватое звучание голоса мариинской солистки Ирины Чуриловой (ее партнером по дуэту из «Иоланты» Чайковского стал Сергей Скороходов) можно было списать на срочность замены. Ну а концовку программы отдали – вы снова угадали – конечно же Мацуеву, только уже с финалом Первого концерта Чайковского, который Денис Леонидович «усилил» небольшой сольной фантазией на темы Happy Birthday To You, «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам» и прочих деньрожденных песен.
И все же, пожалуй, наиболее трогательным моментом стало исполнение адажио из Концертной симфонии Моцарта легендарным сибирско-европейским скрипачом Максимом Венгеровым и самым знаменитым альтистом мира Юрием Башметом: под эти грустно-прекрасные звуки в притемненном зале перед слушателями явились портреты Льва Цейтлина, Самуила Самосуда, Николая Голованова, Марии Юдиной, Григория Гинзбурга, Давида Ойстраха, Святослава Рихтера, Константина Иванова, Эмиля Гилельса и десятков других великих музыкантов, чье искусство составило славу Московской филармонии. С такими традициями – как не пожелать именитой организации еще как минимум сто лет процветания.