
Недавний инцидент с рейсом SU1515 еще раз напомнил о том, какой трудной бывает работа пилотов. Да, не каждый день им приходится вести переговоры с угонщиком, но каждый рейс — это кропотливая работа, требующая высоких профессиональных знаний и сопряженная с грузом ответственности. А как защищены права работников в авиации? Могут ли они повлиять на условия своего труда? И можно ли верить представителям независимых профсоюзов, которые, как говорят многие, занимаются критиканством? На эти вопросы ответил Николай ИЗОСИМОВ, командир учебно-летного отряда департамента производства полетов «Аэрофлота», председатель первичной профсоюзной организации работников «Аэрофлота».
— Давайте откровенно, Николай Валентинович: считается, что профсоюзы если не отжили свое, то стали чем-то декоративным, карманным. Вы можете это опровергнуть? Ваш профсоюз реальный или номинальный?
— Профсоюз в авиакомпании имеет реальное влияние. Достаточно сказать, что именно наш профсоюз добился беспрецедентного трудового договора с администрацией «Аэрофлота», по которому наши зарплаты стали выше, чем по отрасли, и выше, чем в целом по стране. Авиакомпания стабильно в числе самых ответственных работодателей. Буквально на днях был опубликован рейтинг, который показывает, что «Аэрофлот» входит в топ-10 работодателей страны. Например, у наших офисных сотрудников — 40-дневный отпуск, а у пилотов отпуск составляет 70 дней. По пятницам — короткий рабочий день, сотрудникам предоставляются корпоративные авиабилеты, они обеспечиваются добровольным медицинским страхованием. Плюс «Аэрофлот» оплачивает работнику 100% родительской платы за содержание ребенка в муниципальных детских садах, сотрудник вместе с семьей может получить санаторно-курортное лечение, у нас огромное количество всевозможных других льгот. И если бы наше мнение не учитывал работодатель, то всего бы этого не было.
— А как же Шереметьевский профсоюз летного состава? Они же на всех углах кричат, что только они защищают интересы работников.
— Другой, так называемый профсоюз ШПЛС на самом деле вообще не профсоюз. Это некая организация, которая занимается зарабатыванием денег. Например, вербовкой и отправкой пилотов за рубеж, в иностранные компании. Но для придания себе особого статуса они затуманивают мозги неопытным ребятам, создают себе определенную массовость и за счет громких заявлений обеспечивают пиар.
— Главное, в чем ШПЛС сейчас обвиняет «Аэрофлот», — это переработка пилотов. Что вы им ответите?
— Переработки пилотов в «Аэрофлоте» нет. Когда такие деятели, как глава ШПЛС Дельдюжов, говорят, что пилоты перерабатывают, они имеют в виду, что пилоты налетывают больше 80 часов в месяц. Но по закону это возможно. При добровольном согласии пилота.
Надо также учесть, что норма 80 часов в месяц существовала в СССР, и до сих пор она сохранилась только у нас. В Европе и США пилоты летают по 1000 часов в год, в Канаде — по 1200 часов. И никто не возмущается — наоборот, пилоты довольны, что имеют возможность зарабатывать больше. Нужно понимать, что норма 80 часов была оправдана в то время, когда самолеты управлялись вручную. Экипаж весь полет находился в напряжении и постоянно был в контуре управления самолетом. По части технического оснащения современные самолеты с прежними не идут ни в какое сравнение. Поэтому переносить те нормы на нынешний момент на самом деле неправильно и некорректно, если не сказать глупо.
— Дельдюжов также утверждает, что сотрудников компании, и особенно членов ШПЛС, постоянно запугивают, чтобы заставить работать на пределе сил.
— Нам об этом ничего неизвестно. И я думаю, что при том трепетном отношении, которое есть в компании к пилотам, где они, безусловно, являются привилегированной группой, это просто невозможно. Пилот — дефицитный, штучный специалист. Таких запугивать — себе дороже. Это просто противоречит здравому смыслу. Если бы это было действительно так, пилоты просто уходили бы из «Аэрофлота» в другие российские или зарубежные компании. Поэтому упомянутые слова серьезно воспринимать не стоит.
— Вы согласны, что в азиатских авиакомпаниях зарплата выше, чем в российских?
— В азиатских компаниях зарплата действительно выше. Но, во-первых, это временный этап. Так не будет всегда. Во-вторых, да, в азиатских компаниях выше и нормы выработки. Там незнакомая среда. Там нет нормальных бытовых условий. Посмотрите на примеры тех, кто туда уехал: они живут и работают как вахтовики: дом — работа, работа — дом... Семьи остаются в России, пилоты их навещают во время отпуска. Мне кажется, что такая работа, когда невозможно прийти домой, пообщаться с семьей, родными и друзьями, — она очень сильно выматывает. Человек живет только тем, что утешает себя мыслью о больших заработках. Но ведь годы уходят, а на деньги, как известно, счастье не купить.
— Вы как считаете, у российских пилотов достойная зарплата?
— Недавно было исследование, которое показало: пилот гражданской авиации — это самая высокооплачиваемая профессия в стране. Командир воздушного судна в «Аэрофлоте» зарабатывает более 600 тысяч рублей в месяц. Много таких профессий в стране, где человек может получать такую зарплату, если он не большой начальник, не бизнесмен и не уникальный специалист, например в области IT или биохимии?
Так, максимальный размер среднемесячной заработной платы в настоящее время составляет 650 тысяч рублей в месяц для командиров, которые пилотируют Boeing 777, Airbus A330. Немного ниже доходы командиров воздушных судов других типов. Максимальный размер заработной платы достигается при стаже работы в должности командира воздушного судна не менее трех лет, а также при достижении полетного времени 90 часов в месяц — естественно, при наличии письменного согласия. Это максимальная в «Аэрофлоте» и российской гражданской авиации продолжительность полетного времени. Также в целях привлечения на работу квалифицированных пилотов в нашей компании действует система стимулирующих единовременных выплат при трудоустройстве. Для командира входной бонус составляет 650 тысяч рублей, для второго пилота — 350 тысяч рублей.
— Но, может быть, стоит платить больше?
— Полагаю, в настоящий момент пилоты получают достойную заработную плату. Если еще ее поднять, то это неизбежно приведет к росту стоимости билетов. Мы же понимаем, что доходы российских граждан не позволяют им сегодня часто пользоваться воздушным транспортом. Таким образом, поднимая зарплату пилотам за счет повышения стоимости билетов, мы автоматически столкнемся с тем, что люди станут меньше летать. В этом случае авиакомпаниям придется сокращать свой флот, сокращать не только пилотов, но и бортпроводников, наземный, технический персонал и так далее. То есть во всем должен быть разумный баланс.