Театр «Школа современной пьесы», чье здание сгорело три месяца назад, обрел пристанище: давно пребывавший в летаргическом сне ДК имени Серафимовича превращается в актуальную театральную площадку
Под аплодисменты публики видавший виды грузовик ЗиЛ-130, нагруженный реквизитом и костюмами, подъезжает к свежеотремонтированному подъезду преобразившегося ДК. За рулем — Иосиф Райхельгауз, худрук и автоас, умеющий водить все, от трактора до бэтээра. В роли путеводной звезды — Ирина Алферова.
В «грузчиках» — Альберт Филозов, Елена Санаева, Александр Гордон... Вместо помпы с красными дорожками — веселый переполох с песнями, танцами, церемонией зажжения исторической люстры, чудом уцелевшей во время пожара 3 ноября, а в финале — грандиозным фирменным оливье от внучатого прапрапраплемянника великого кулинара. С 7 февраля все спектакли будут идти здесь — в Среднем Тишинском переулке, 5/7.
Иосиф Райхельгауз рассказал «Труду»:
— Искать место для театра мы начали сразу, как только оправились от первого шока. Очень многие наши друзья и коллеги предложили играть в своих театрах, и мы искренне благодарны им. Однако в гостях хорошо, а дом, пусть временный, все равно нужен. На наш сайт приходили предложения посмотреть то заброшенный кинотеатр, то пустующий клуб. Но как туда добираться зрителям? Наконец мы обнаружили практически в самом центре Москвы — 10 минут пешком от «Белорусской» — бывший клуб имени Серафимовича. Тишинка — район густонаселенный, а театров в округе нет.
К разговору подключилась ведущая актриса театра Ирина Алферова:
— Мы для пробы сыграли тут несколько спектаклей. Акустика чудовищная — первый ряд может уши затыкать, а последний не слышит ни слова, гримерки крошечные, туалет общий со зрителями, освещения нормального нет. Но зато сцена — гораздо просторней, чем у нас дома, а я так люблю большие сцены! И главное — мы очень хотели играть.
Иосиф Райхельгауз рассказал, как «избушку» превратили во дворец:
— Без поддержки попечительского совета театра, правительства Москвы и, в частности, департамента культуры, который оплачивает для нас аренду помещения, ничего бы не получилось. Здание было очень ветхим, но за два месяца — огромное спасибо строителям и энергетикам — мы превратили его в современное театральное пространство. Пришлось даже стены передвигать, чтобы расширить зал до 500 мест — 350 в партере и 150 на балконе. Мы и малую сцену здесь попробуем сделать.
За 200 лет наш родной дом на Неглинке горел не раз, он перестраивался, его подмывала Неглинка — фундамент же стоит на деревянных сваях. Давно его надо было спасать. Лет семь назад замечательный художник и режиссер Дмитрий Крымов предложил: вернуть дому исторический облик — лепнину, живопись, купол над главным залом, зимний сад, третий этаж со стороны Неглинной улицы. А для театра выстроить внутри захламленного жуткими хибарами двора новое здание, соединив его с существующим пространством. С Неглинной к новой сцене вел бы переулок, которому мы хотели присвоить имя Булата Окуджавы. Мы получили бы технологически оснащенную сцену, а дом обрел бы первоначальное культурное назначение. Ведь здесь некогда собиралось Общество любителей русской словесности, устраивала обеды профессура Московского университета, Чайковский дал свадебный ужин, а Чехов подписал с Сытиным контракт на собрание сочинений, тут бывали Толстой и Достоевский, пели Шаляпин и Собинов... Тогда проект осуществить не удалось. Очень надеемся — на сей раз получится.
Итак, не было счастья, несчастье помогло. Но если бы не обладал худрук редким умением находить общий язык с госчиновниками и бизнесменами, вряд ли судьба «Школы современной пьесы» сложилась бы так удачно. Тем временем в Москве немало театров, нуждающихся в срочном ремонте, переезде, переоснащении, но к ним на помощь никто особо не спешит. Ждут очередного пожара?