"МОРФИЙ" ПЕРЕВЕДУТ НА ЦИФРУ

Указом президента РФ от 03 марта 2007 г. N 270 внесены дополнения в порядок и условия предоставления государством гарантий по увековечению памяти защитников Отечества.

В дни фестиваля из его необъятных хранилищ (около 60 тысяч копий фильмов) извлекаются на свет забытые, но важные для истории кинематографа произведения. Вот и в этот раз в программу из 50 картин включены самые первые ленты отечественного производства. Это пять немых картин, выпущенных в России в 1908 году, в том числе легендарная "Понизовая вольница" ("Стенька Разин") Владимира Ромашкова, "Русская свадьба XVI века" Василия Гончарова, "Драма в таборе подмосковных цыган", которые проложили путь отечественному кино.
Изюминкой фестивальной программы стал фильм Якова Протазанова "Морфий" ("Член парламента"), присланный на фестиваль из Национальной чинетеки (фильмотеки) Рима. Об этой картине даже российские киноведы знали только по энциклопедиям. Дело в том, что классик немого кино начал снимать "Морфий" в 1919 году в Ялте, а завершал работу уже в эмиграции в Париже. В фильме исследована история падения крупного политика, который пристрастился к наркотикам. Сюжет развивается лихо: герой находит себе двойника (бедного непьющего литератора) и уговаривает того занять свое место не только в парламенте, но и в его семье. Обе роли сыграл выдающийся русский актер Иван Мозжухин.
Как подсчитали специалисты, до национализации кинопроизводства большевиками на российских киностудиях было поставлено около 2100 художественных фильмов. До наших дней дошли лишь 300, которые и хранятся в Госфильмофонде. Кстати, в главном кинохранилище страны сейчас интенсивно идет модернизация оборудования, вся синематека переводится в цифровой формат. Современные технологии помогут восстановить пленку и устранить царапины. По мнению работников Госфильмофонда, трудоемкий "переход на цифру" займет более 10 лет.