БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК СТРАСТЕЙ

Первой премьерой 2007 года - спектаклем "Глубокое синее море" - Вахтанговский театр вновь показал, что не собирается примыкать к коммерческому направлению в искусстве, как многие другие театральные коллективы, что у него свой путь. В центре вахтанговских постановок не изощренные эффекты, а по-прежнему человек с его счастьем и несчастьем, страстями и переживаниями.

Есть основания полагать, что по крайней мере до тех пор, пока театром руководит Михаил Ульянов, пошлости и "клубнички" вы тут не увидите. Не случайно он приглашает на постановки режиссеров одной с ним группы крови, делая при этом акцент на молодых. Постановщик "Моря" Павел Сафонов из их числа. Он уже отличился чеховской "Чайкой", сумев найти контакт с мэтрами: Людмилой Максаковой, Юрием Яковлевым, Вячеславом Шалевичем, Сергеем Маковецким. В нынешнем спектакле он преподнес зрителям сюрприз, пригласив на одну из главных ролей - летчика Фредди - Владимира Вдовиченкова, известного зрителям прежде всего по телесериалу "Бригада" и фильму "Бумер".
Спектакль начинается с неудавшейся попытки суицида главной героини Хестер (Елена Сотникова). На этот шаг женщину подвинул ее возлюбленный Фредди, постепенно отдаляющийся от нее. Соседи спасают Хестер и сообщают о случившемся ее мужу, известному адвокату. Сюжет на первый взгляд банальнейший. Классический любовный треугольник. Подобные истории знакомы большинству из нас если не по жизни, то уж, во всяком случае, по многочисленным произведениям литературы, театра, кино. Но в этой конкретной истории, сочиненной Рэттиганом, есть один очень важный нюанс: здесь люди не просто любят и ревнуют, здесь они расстаются, любя друг друга. Потому что любовь требует от человека отдачи всего себя целиком, но не каждый на это способен.
К этому разряду людей как раз и принадлежит герой Вдовиченкова. Он считает себя сильным человеком, способным на глубокие чувства и знающим цену человеческим страстям. Но когда он читает письмо своей любовницы, написанное перед самоубийством, то вдруг начинает понимать: так, как любит его она, он ее полюбить никогда не сможет. Это ему просто не дано. Значит, суицид может повториться. Интересно, что в этой постановке Вдовиченков, привыкший к ролям брутальных парней, пользующихся неизменным успехом у женщин, показал себя актером, способным сыграть глубокие внутренние противоречия героя, его душевную уязвимость, комплексы.
Режиссер постоянно ставит своих персонажей перед выбором: постараться забыть любимого человека, уехать или все-таки продолжать любить и верить в лучшее. Даже бывший муж Хестер - Уильям, в замечательном исполнении Евгения Князева, оскорбленный изменой жены, пытается вывести ее из депрессивного состояния, веря, что когда-нибудь она вернется к нему. Но, увы, человек не волен в своих чувствах, и в итоге все трое героев остаются в одиночестве.
И все же спектакль оставляет светлое чувство. Потому что главная его мысль в том, что, конечно, с жизнью можно покончить в одно мгновение и порвать все можно навсегда. А жить с любовью в сердце, ничего не требуя взамен, можно долго. Для этого, конечно, нужно большое мужество и терпение. Но именно это и есть настоящая жизнь.