Водка победно шествует по планете. По абсолютным показателям "беленькая" пока занимает второе место (53,7 миллиона ящиков в год), лишь самую малость уступая виски (54,9 миллиона ящиков), однако эксперты не сомневаются: в скором будущем кристальный напиток из России окончательно свергнет виски с пьедестала почета.
Что ни говори, а водка - такой же символ России, как баня, икра и красавица в кокошнике. Можно сказать, национальное достояние, или национальный бренд, как теперь модно говорить. А российская водка "Столичная" входит даже в тройку всемирно известных марок (уровень продаж - 2,4 миллиона ящиков в год), уступая лишь американской "Smirnoff" и шведской "Absolut". Есть чем гордиться нашим согражданам. Если не оружием, так водкой покорим мы западную цивилизацию.
А как сами россияне отнеслись к этой мировой новости?
...Одиннадцать утра. В подземном переходе у метро "Пушкинская" два забулдыги, облокотившись прямо на перила, пьют... нет, не водку, а пиво.
- Почему не водку? - мне даже за державу становится как-то обидно.
- А пиво дешевле, его продают везде, вот и пьем, - охотно вступают они в разговор. - Водка - это, конечно, хорошо, но она закуски требует... Так что с утра пиво - самое милое дело.
Ситуация показательная. Если на Западе продажи водки растут, то в России картина сильно отличается от мировой. Мы все чаще отказываемся от водки, предпочитая ей пиво. Уровень потребления кристального напитка в нашей стране с 2000 года снизился на 15 процентов. Эксперты прогнозируют и дальнейшее сокращение продаж.
Известный продуктовый магазин в самом центре столицы. Ряды водочных бутылок, одна красивее другой, в алкогольном отделе лишний раз подтверждают: дорогие марки класса "люкс", как правило, сделаны не в России, а в далекой Америке, в Швеции или, на худой конец, на Украине. Цены здесь начинаются с двухсот с лишним рублей за пол-литра, а потому очереди не наблюдается.
- Водку, конечно, покупают, - говорит консультант магазина Евгений, - но меньше, чем раньше. Зато пиво берут охотно, даже дорогое... Виски тоже неплохо идет.
Стоит заметить, что в чистом виде водку ни в США, ни в Европе практически не пьют. Ее охотно добавляют в коктейли, которые так любят на Западе. Воспетая Венечкой Ерофеевым "Слеза комсомолки" у них почему-то не пользуется популярностью, а потому американские производители стремятся существенно разнообразить вкусовые добавки. Теперь водка может быть не только с запахом спирта, но и с ароматом вишни, шоколада, ванили. Хорошо, что не наоборот: к йогурту со вкусом водки мы пока еще не готовы...
А КАК У НИХ?
В последний год в Лондоне все "свихнулись" на сухом вине. Такого рода алкогольные напитки продаются повсюду, а импортируются буквально со всего мира - из Франции, Южной Африки, Чили, США, Болгарии. Пять лет назад я впервые увидел в Лондоне оригинальное грузинское вино. Водку англичане пьют много, но не российского производства. Среди крепких напитков "беленькая", пожалуй, на первом месте. Виски и джин давно отошли на второй план.
Конечно, ряд супермаркетов предлагают и "Столичную", и "Московскую". Но местные любители крепких напитков почему-то предпочитают либо дешевую местную (примерно 10 фунтов стерлингов - около 520 рублей) или дорогую скандинавскую типа "Абсолюта" (13 фунтов стерлингов - 670 рублей). Мне лично обидно за нашу "с винтом" - стоит-то всего 11 фунтов стерлингов (около 700 рублей), а стоит где-нибудь на задней полке, пылится, родная.
Зураб НАЛБАНДЯН, соб. корр. "Труда"
Лондон
Кто бы мог подумать: страна, которая славится своими винами, коньяками, арманьяками и прочими кальвадосами, все больше и больше переходит на водку. Ее с удовольствием глушат местные рабочие, коммерсанты и интеллектуалы. Недавно их ряды пополнил модный писатель Фредерик Бегбедер, которым сейчас зачитываются в Москве. Только за этот год потребление водки в питейных заведениях Франции увеличилось, как свидетельствует статистика, на треть, и, что отрадно, начинают ее употреблять в чистом виде, а не в коктейлях.
Стоимость "злодейки с наклейкой" начинается от 12 - 13 евро за 0,75 литра. Хотя, надо сознаться, водку из России, то есть подлинную, не в каждом магазине увидишь. Преобладает скандинавское, польское и местное производство. К примеру, водка "Эристофф". Как уверяют ее производители, она сработана компаний "Бакарди" - "по рецепту князя Александровича Эристофф". Странный, скажем князь, у которого имеется отчество, но не имя. К тому же крепости 37,5 градуса, в то время как нам известно, из русской классики, водкой называют напиток на 2,5 градуса повыше. И все-таки этот напиток активнее других раскупают во Франции - в прошлом году разошлось около восьми миллионов бутылок, что почти на 20 процентов больше, чем в 2005-м.
Самая необычная точка в Париже, специализирующаяся на водке, - это модный бар под названием "Айс кьюб" ("Кубик льда"). Его особенность заключается в том, что там холодно, как в морозильнике, - температура поддерживается на уровне минус пяти градусов. Вход платный: полчаса пребывания в баре стоит 38 евро, в течение которого клиент может в неограниченных количествах потреблять водку в разных видах. Ясно, что владельцы бара ориентируется на несильно подготовленных по водочной части соотечественников, а нашествие крепких бойцов из заснеженных российских просторов поставил бы заведение на грань финансового краха.
Вячеслав ПРОКОФЬЕВ, соб. корр. "Труда"
Париж