ИОСИФ РАЙХЕЛЬГАУЗ: МЕЖДУ РАССВЕТОМ И ЗАКАТОМ

Полемическая статья Виталия Вульфа "А "Трамвай" идет в тупик" о состоянии московской сцены вызвала бурную реакцию среди актеров и режиссеров. Многие деятели театра захотели высказаться на эту тему - и среди них режиссер Иосиф Райхельгауз, который 17 лет назад организовал театр "Школа современной пьесы" и ведет его поныне.

- Иосиф Леонидович, вы решили принять участие в дискуссии, потому что Виталий Вульф задел вас в своей статье?
- Всегда интересно прочитать про себя гадость, но меня волнует тема гибели русского театра, на чем настаивает Вульф, а не колкости автора в мой адрес. Виталий Яковлевич - милейший дедушка, баечник, замечательно рассказывающий о том, чего не было, но свидетелем чего он был. Поэтому я с удовольствием приглашаю его на вечера баек в наш театр. Я благодарен Виталию Яковлевичу за написанное: будто я подающий большие надежды режиссер, хорошо еще не молодой, а то ведь и такое можно услышать на шестом десятке. Но ближе к делу.
В отличие от Вульфа я считаю, что в сегодняшнем театре никакого заката нет, просто есть переход из одной фазы в другую. Еще не так давно был сильный крен в дикую антрепризу. Сейчас она уже несколько "причесалась", даже цивилизовалась, хотя все понимают: антреприза существует для того, чтобы актеры, режиссеры и продюсеры зарабатывали деньги. И что бы там Виталий Яковлевич ни говорил по поводу храмов искусства, театр все больше становится производством, фирмой. Такова реальность.
Сегодня театральные коллективы перешли на очень сложную финансовую систему взаимоотношений с государством, и я считаю эту форму правильной. Тут могут возникнуть нарекания со стороны коллег, но мне кажется, деньги должны даваться успешным коллективам, у которых на спектаклях много зрителей.
Посмотрите репертуар нашего театра на февраль, и вы увидите, что каждый вечер здесь идут представления на двух сценах. Кроме того, со 2 по 7 февраля мы едем на гастроли в Париж: показываем в театре Кардена чеховскую "Чайку". И что бы наши критики ни писали об этом спектакле, билеты там уже проданы. А затем буквально через две недели начнутся наши гастроли в Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе с журбинской "Чайкой".
- Вам не кажется странным, что, когда появился ваш театр, о нем все писали взахлеб, а теперь критикуют?
- Нет, не кажется. Есть критики, которые постоянно пишут о нашем театре плохо. Это их право. Но я и это читаю с большим интересом. Критики торопятся смотреть первые спектакли. А ведь постановки созревают постепенно и со временем меняются в лучшую сторону. Недавно в который раз посмотрел, как Татьяна Васильева играет Аркадину в "Чайке". Я вошел ненадолго в зал и не смог выйти. Она грандиозная актриса, но кому из критиков придет в голову прийти на 140-й спектакль и посмотреть, как играет Татьяна Васильева?
Или недавно мой гитисовский студент Валера Караваев выпустил спектакль "Бабий дом". В нашу режиссуру пришел молодой талантливый человек. Кстати, он из Хабаровска. Но многие критики даже не удосужились посмотреть этот спектакль. Им не до того, они хотят видеть закат Юрия Любимова, рассвет Кирилла Серебренникова. И вместе с тем я счастлив, что на спектакль "Бабий дом" невозможно достать билеты.
- Скажите, молодые постановщики продолжают дело своих учителей или они чаще идут своим путем?
- Конечно, у каждого свой путь, но знания, заложенные педагогами, остаются где- то в подкорке у ученика. Поэтому мне странно, что у такого замечательного режиссера и педагога, как Леонид Ефимович Хейфец, появились выпускницы типа Нины Чусовой и Ольги Субботиной, гордо и открыто заявляющие, будто Островский устарел и его надо "спасать".
- Но ведь сейчас их наперебой приглашают в разные театры на постановки. Как вы лично относитесь к этой модной режиссерской генерации?
- Нормально отношусь. Если зрители приходят на их спектакли - значит, им это нравится. К примеру, я никогда не смотрю телесериалы, а моя мама и ее подруги смотрят, точно так же и у Чусовой, Субботиной, Серебренникова масса поклонников. Сегодня все критерии и оценки размыты, поэтому интереснейшие эксперименты Анатолия Васильева объявляются никому не нужными, а Театр дос. называют магистральной линией в искусстве, хотя недавно виденный мною спектакль "Борьба молдаван за картонную коробку" не выдерживает, на мой взгляд, сравнения с провинциальным драмкружком. Какие только названия сегодня не придумывают новым театрам, кто ими только не руководит... Вот Эдуард Бояков в качестве продюсера много лет занимался "Золотой маской", а теперь у него свой театр "Практика", но если в спектаклях все сводится к произнесению вслух матерных слов или жонглированию "остренькими" темами на грани фола, то, наверное, такого коллектива как раз и не хватало Москве...
- В актерском фойе на репертуарной доске я увидела объявление, которое меня очень заинтересовало. Вы предлагаете своим актерам подавать заявки на роли. Это что, теперь такая форма демократии у вас в коллективе?
- Да нет, это придумано для одного спектакля "Нет слов", где действительно нет текста, а есть актерские импровизации на заданную режиссером тему. Я также надеюсь, что скоро мы начнем работать над новой пьесой Людмилы Улицкой "Русское варенье". Это такой парафраз по Чехову, где чеховские персонажи прописаны в нынешнем времени.
- Из всего сказанного можно сделать вывод, что будущее вас не пугает?
- Не только не пугает, но и вдохновляет. Да, пришел дикий капитализм, но пока ничего лучшего мы не придумали, поэтому надо учиться жить в нем. Да, пришла свобода в нецивилизованной подчас форме, но никто больше не указывает, как надо строить театр. За все свои действия я отвечаю сам и за результаты нашей работы тоже. Очевидно, есть причины, по которым зарубежные продюсеры приглашают спектакли нашего театра на гастроли и не боятся с ними прогореть. Мы открывали Боннский бьеннале - фестиваль лучших спектаклей Европы, получили премию Москвы в области литературы и искусства за спектакль "Город" Евгения Гришковца. Одним словом, все у нас нормально. Работаем. Ну а все "Золотые маски" я предлагаю отдать Эдуарду Боякову...