ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНЫХ КИТАЙЦЕВ

После полного курса обучения в американском вузе и двух лет работы в компьютерной фирме 30-летний Гу Вэньжуй вернулся на родину в Пекин, где основал собственную компанию по производству микрочипов. Решение перспективного молодого инженера сменить калифорнийскую "силиконовую" долину на китайскую не удивило никого из его знакомых ни в США, ни в КНР: таких, как он, в технопарке "Чжунгуаньцунь", что на северо-западе китайской столицы, десятки и даже сотни.

В последние годы обозначилась явная тенденция к увеличению армии выпускников зарубежных вузов, вернувшихся в КНР, - только в 2003 году число "возвращенцев" превысило 20 тысяч, и этот показатель растет примерно на 13 процентов ежегодно. Секрет притягательности родины для образованной молодежи прост - динамичное развитие экономики Китая открывает широкие возможности хорошего трудоустройства и высокооплачиваемой работы, а продуманная государственная политика гарантирует массу налоговых и социальных льгот.
В интересах привлечения на родину специалистов с зарубежным образованием министерство кадров КНР обнародовало перечень таких мер, как, например, облегченная процедура получения прописки или вида на жительство, предельно упрощенные формальности для желающих начать свой бизнес, субсидии и налоговые каникулы для тех, кто создает производства и проводит исследования в области передовых технологий. За последние десять лет только одно это министерство инвестировано порядка 100 млн. юаней (12, 1 млн. долларов) в поддержку инновационных проектов для 5 тысяч представителей категории "хай гуй" ("вернувшихся из-за моря").
Политику Пекина по привлечению в страну дипломированных специалистов активно поддерживают на местах - при муниципалитетах крупных городов и правительствах многих провинций действуют более двух десятков специализированных центров по работе с вернувшимися китайцами. По всей стране организовано уже более ста зон индустриального и технологического развития, где зарегистрировано около 6500 компаний и трудятся более 18 тысяч китайцев с зарубежным образованием и опытом работы. Их квалификация, помноженная на присущие китайцам трудолюбие и прилежание, уже принесла государству совокупный промышленно-торговый доход в сумме порядка 33 млрд. юаней (более 4 млрд. долларов). В одном только технопарке "Чжунгуаньцунь", где обосновался вчерашний калифорниец Гу Вэньжуй, насчитывается около пяти тысяч репатриантов, основавших 1785 компаний.
Первая экспедиция в составе около тридцати юных подданных цинской империи отплыла из Шанхая на учебу в США 11 августа 1872 года. Руководителем этого проекта, положившего начало первому этапу "великого похода" китайцев за знаниями, слывет некий Жун Хун, сам отучившийся в американской школе. К началу ХХ века учеба за границей вошла в моду - представители "золотой молодежи" цинского, затем республиканского Китая группами и поодиночке отправлялись на чужбину за знаниями. Из 1170 китайских студентов, обучавшихся в США в 1917 году, на родину вернулось порядка четырехсот. Еще больше китайцев училось в Японии - с шестисот человек в 1892 году их число увеличилось до 8 тысяч в 1905 году, а спустя еще пару лет достигло 17 680.
Вторая волна массового выезда китайцев на учебу за границу пришлась на первое десятилетие после образования народной республики, рассказывает профессор Ян Сяобо из национальной академии образования. Высшее образование в вузах бывшего СССР и других социалистических стран получили в 1950-х годах более 10 тысяч молодых граждан нового Китая. Вплоть до недавнего времени многие из них работали на ответственных должностях в госучреждениях и на предприятиях КНР, а сейчас вышли на пенсию.
На смену этому поколению китайцев-"пятидесятников" приходят технократы-"возвращенцы" первых лет эпохи рыночных преобразований - те, кто отправился за рубеж по призыву Дэн Сяопина. 23 июня 1978 года, то есть за полгода до исторического 3-го пленума ЦК КПК, давшего старт реформам, их "архитектор" в речи к студентам университета Цинхуа заявил о намерении отправить на учебу за границу десятки тысяч молодых китайцев. По замыслу великого реформатора, только таким способом можно было быстро восполнить катастрофический кадровый голод, оставленный лихолетьем "культурной революции".
По данным министерства кадров КНР, за истекшие 26 лет с начала реформ за рубежом отучились в общей сложности более 700 тысяч молодых китайцев, из которых вернулись на родину без малого 200 тысяч. Кто-то добился больших успехов в сфере научных исследований (более 80 процентов членов Академии наук КНР и более половины членов Академии инженерных наук КНР обучались за рубежом), другие - таких большинство - преуспели в бизнесе. Китайские власти не сомневаются, что подъем экономики будет притягивать, как магнитом, все большее число квалифицированных кадров с зарубежным образованием и опытом работы.