Один из лидеров грузинского кино, он мощно заявил о себе на излете хрущевской оттепели. В своем
Один из лидеров грузинского кино, он мощно заявил о себе на излете хрущевской оттепели. В своем первом полнометражном фильме "Листопад" (1966) Иоселиани чутко уловил смену "климата" в стране, удивительно точно показал взаимосвязь времени года и состояния души героя. Потом были метафорическая лента "Жил певчий дрозд" (1971), ироническая притча "Пастораль" (1976). Переселение режиссера в 80-е во Францию не было демонстративным разрывом с советским обществом. В фильмах "французского периода" - "Фавориты луны" (1984), "Охота на бабочек" (1992), "Разбойники. Глава VII" (1996), "Истина в вине" (2000) - режиссер остается не изменяющим своим эстетическим принципам художником, с еще большим лукавством смотрящим на окружающий мир.
Накануне мы связались с другим знаменитым кинематографистом Грузии Ираклием КВИРИКАДЗЕ, который тоже подолгу живет и работает в дальнем зарубежье. И вот что он сказал о своем земляке-юбиляре:
- Как быстро летят годы, и даже не верится, что Отару уже 70. Кажется, совсем недавно я заходил в монтажную студии "Грузия-фильм", где он монтировал свои первые картины. Затаив дыхание, я наблюдал за его "алхимией" над уже отснятыми эпизодами. Именно благодаря ему я понял, что монтаж - это в кинематографе самое главное. А Иоселиани - великий монтажер. Тогда, в 60-70-е, грузинское кино гремело во всем мире, это была мощная волна, от которой сейчас, к сожалению, остались лишь киноведческие статьи в энциклопедиях, память и ностальгия...
Хотя время и безжалостно, однако фильмы Отара выдержали экзамен временем и стали классикой. Сейчас их очень ценят в мире, но, к сожалению, лишь в среде профессионалов и синефилов, которые помнят, что были Годар, Бунюэль, Феллини, Антониони. В этом ряду Иоселиани воспринимается как достойный продолжатель традиций того, интеллектуального кино. В позапрошлом году на престижном Берлинском кинофестивале я был свидетелем триумфа его последней картины "Утро понедельника", которая в напряженной борьбе завоевала один из главных призов - "Серебряного медведя". Со стороны жюри это не был реверанс в сторону кинематографа маленькой державы Грузии. Все понимали: награду получил большой европейский мастер. Однако Отар никогда не был кумиром "массового зрителя", и не случайно сегодня он живет и работает во Франции, а не, скажем, в Америке. Иоселиани и Голливуд - понятия несовместимые.
О своей родине режиссер никогда не забывает. То и дело в его "французских" фильмах проскальзывают "грузинские эпизоды". Даже в картину "И стал свет", где рассказывается о жизни африканского племени аборигенов, разговаривающих на никому не понятном языке, он умудрился повесить в одном из "интерьеров" плакат на грузинском. Маленькая, но очень значимая шутка. Сейчас на Западе из наших в кино более-менее активно работают очень немногие - хватит пальцев одной руки, чтобы перечислить. Но мы сохраняем хорошие взаимоотношения и поддерживаем друг друга.
У французских виноградарей есть пословица: я пью из маленького стакана, но этот стакан только мой. Так и Отар снимает только свое, ни на что больше не похожее кино. И не важно, где это происходит: во Франции, Грузии, Африке... Всюду у него получается свое кино. Кино Отара Иоселиани. И я ему желаю "петь" свою песню еще долго...