Полпред и изложил после окончания заседания задачи и принципы деятельности нового СоюзАвтоРуса. Главная объединительная идея: наши автогиганты должны "конкурировать не друг с другом, а со своими конкурентами на мировом рынке. Государство не может поддерживать каждый автозавод в отдельности, но может и должно поддерживать автомобилестроение в целом..."
То есть в стране создается мощное лобби отечественных автопроизводителей. Им в самом деле особо нечего делить друг с другом - все нынешние российские автозаводы занимают разные ниши на отечественном авторынке. Зато минувший год показал, что наибольшую опасность для существующего российского автомобилестроения представляет рост цен на материалы и комплектующие, а также импорт. Только за прошлый, 2002 год в страну было ввезено, по разным оценкам, около 450 - 500 тысяч подержанных иномарок, что привело к серьезному затовариванию российского авторынка. Катастрофически быстрыми темпами дорожают сырье, материалы и комплектующие изделия, используемые в автопромышленности, что уже скоро сведет на нет нынешнее ценовое преимущество отечественных машин. "Вместе мы сможем внедрять необходимые механизмы саморегулирования", - сказал по этому поводу генеральный директор ОАО "Северсталь-Авто" Вадим Швецов.
Союз еще только создается и намерен стать "организацией открытого типа". В учредительных документах сказано, что действительными членами "СоюзАвтоРуса" могут стать все российские организации, которые занимаются производством легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов. В ассоциированные члены приглашаются производители автомобильных компонентов и предприятия смежных отраслей, а также научно-исследовательские и проектные (профильные) организации. Было объявлено также, что учредители надеются увидеть в рядах "СоюзАвтоРуса" иностранных производителей, начавших реализацию своих проектов в России. То есть конкурентов тоже позвали.
Что принесет создание нового объединения российским потребителям продукции автопрома, мы скоро узнаем. Вероятно, пробным камнем станет отношение союза к уже поступившему в правительство предложению Минпромнауки повысить для физических лиц ввозные пошлины на легковые иномарки возрастом от 3 до 7 лет ("Труд" писал об этом в номере за вторник, 28.01). Тем более что в учредительных документах прямо сказано: новая организация будет представлять и защищать интересы российского автопрома "в диалоге с органами государственной власти и общественными организациями... " Вот пусть и договариваются, как производителей поддержать, но при этом и потребителей не обидеть.