- Николай Яковлевич, правительство убеждает нас, что нынешний год не принесет нам больших доходов, но и не сделает беднее - будет стабильным. Вы с этим согласны?
- Такая "стабильность" не должна вводить нас в заблуждение. Авансы выдают с опасной оговоркой "при условии...". Мол, если не будет потрясений на нефтяных рынках, не разразится иракская война, если нас примут в ВТО - и так далее. Вам нравятся такие условные гарантии вашей стабильности и доходов?
- Но все же наша экономика подрастает на 3 - 4 процента в год...
- Сегодня мы - сырьевой придаток мировой экономики. Поэтому, ориентируясь во всех экономических прогнозах на динамику мировых цен, наши руководители обходят стороной вопрос о внутренних источниках стабильности, прироста экономики. Где они?
Предположим, однако, что мировые цены не сотрясут наш госбюджет. Какая стабильность нас ожидает? Нас убеждают, что жизненный уровень поднимается на 4 - 5 процентов в год. При этом замалчивается важная вещь - мы не достигли августовского (1998 года) уровня жизни. Четыре с половиной года бьемся, а он стабильно ни с места. Вон где застрял наш экономический рост. Но ведь мы прекрасно помним, что и тот уровень был намного ниже, чем в 1990 году. Вот где собака зарыта. Если в США 2 процента прироста к мощной, развитой экономике, то у нас-то - к нищете... Ведь нас же в этом десятилетии дважды ограбили, притом по- крупному. А сколько раз чистили наши карманы по мелочам?
- Нельзя, однако, не брать в расчет сложности, связанные с реформированием экономики, социальной сферы.
- Нас пытаются убедить в том, что реформы в экономике идут не так быстро, но они идут. А зачем их проводят, если жизнь граждан не улучшается и цены на все растут неудержимо? Для того чтобы построить цивилизованный рынок? Но извините, рынок - это средство. А цель реформ - рост благосостояния населения. Не человек для рынка, а рынок для человека. Это - мировая практика развитых стран. В советские времена наши туристы и командированные ездили на Запад, видели, как там живут, тащили оттуда баулы с заморским товаром и говорили, что западная экономика эффективней нашей. Начали строить рынок по западному образцу. Только он стал у нас самоцелью. Вот профицит в госбюджете - это замечательно. Низкий уровень инфляции - прекрасно. А о том, что у нас шесть человек из десяти с хлеба на квас перебиваются, что мы не достигли даже обруганного нами социалистического уровня жизни, - об этом наши ведущие политики и экономисты упорно молчат.
В споре обычно ссылаются на то, что в советское время у нас были пустые прилавки. Да, были. Но есть натуральные показатели потребления продуктов питания на душу населения. Они сейчас, по моим данным, существенно ниже уровня и 1998 года, и 1990-го. Вот и получается, что нынешняя стабильность - фиксация бедности, а не начало процветания. Сотрудник нашего института сделал анализ оплаты труда в США и СССР, а потом в России. В 1987 году заработная плата занимала где-то 55 процентов ВВП обеих стран. Причем в СССР на несколько процентов больше, чем в США. Что же теперь? К 2000 году в России доля оплаты труда в ВВП упала до 23 - 25 процентов. А в США, наоборот, выросла до 70. То есть, образно говоря, если американцы произвели товара на 10 рублей, то 7 из них получают в виде зарплаты, а россияне только два с полтиной.
- Но правильно ли сравнивать разваленную Россию со стабильными Штатами?
- Не скажите. После августовского, 1998 года, обвала на Россию пролился золотой дождь нефтедолларов. Правительство любой другой страны сразу бы воспользовалось этим подарком судьбы и расплатилось за долги. В первую очередь с собственным народом. Тут бы и начался экономический рост и подъем благосостояния людей. У нас же все идет почему-то мимо, мимо народа. А ему говорят: вот, мол, тебе 4 - 5 процентов в год и - радуйся. Это и есть твоя стабильность.
- А внешние долги? Только в этом году должны Западу 17 миллиардов долларов вернуть. И нам объясняют, что в бюджете остается денег только на самое необходимое...
- Ну, это у кого как. Вот у олигархов денег не только на хлеб, но и на толстый-толстый слой шоколада хватает. Миллиарды долларов! Таких у нас сотни две-три, пусть тысяча - неважно... В их карманы идет перекачка нашего ВВП. Часть денег оседает в различных администрациях, думах и собраниях. А народ вытягивается в нитку на усредненные, "стабильные" опять же 150 долларов в месяц. Если у нас бюджетный профицит, если государство задолжало народу огромные деньги, то надо скорее отдать долги - и закрыть этот вопрос.
- Какие же долги государства вы выплатили бы в первую очередь?
- Все - федеральные, местные. Но в первую очередь - долги по зарплате. Это же национальный позор! Не понимаю, чем руководствовался конгресс США, когда признавал Россию страной с рыночной экономикой. Ведь она у нас все еще рабская. Да раба еще кормят кое-как, а нашего учителя вообще можно не кормить. Если человек отработал положенное и вы ему не заплатили, то фактически превращаете его в раба. Но тут же заявляете, что у вас рыночная экономика, рветесь в ВТО и еще там куда-то. Необходимо немедленно за счет нефтедолларов все долги по зарплате закрыть и начать работать "с чистого листа".
- Но долги по зарплате велики не только у ряда бюджетных, а и у частных организаций. За них что - тоже государство должно уплатить?
- Их надо немедленно банкротить и продавать в умелые руки. Идея о том, что государство не должно вмешиваться в экономику - гайдаровская выдумка. А кто должен защищать интересы трудящихся? Работодатель - нахал и наглец - перестал платить вам зарплату. На каком основании он жирует за ваш счет, нарушая контракт? Это - нонсенс, чистое воровство. Почему молчат чиновники всех мастей?
- Как вы относитесь к тому, что у нас много воруют?
- Есть воровство и воровство. У нас это часто способ выживания. Наше государство давно ставит человека в такие условия, когда он вынужден ради выживания что-то приворовывать. Даже в сталинские времена, я помню, было такое объяснение низкой зарплате торговых работников - мол, они свое "доберут".
- Как тогда расценивать закон о снижении наказаний за мелкие хищения?
- Как послабление нищему народу - вместо того чтобы платить ему достойную зарплату и требовать от него дисциплины и порядка, жестоко наказывая даже за мелкие нарушения.
Недавно во Франции полицейский остановил нас за нарушение дорожных правил. Долго объяснялись, писали протокол. Я говорю, у нас все проще: дал на лапу 2 - 3 сотни - и нет проблем. Шофер, который нас вез, возразил: "Он бы меня потащил в суд за провокацию. Не потому что ему не нужны деньги или французы - такие хорошие полицейские. Просто он получает хорошую зарплату плюс к этому после выхода в отставку имеет огромные налоговые льготы на покупку жилья и так далее. Если я его "заложу", то он всего этого лишится мгновенно. Поэтому французский полицейский взятки не берет". Так работает государственная система, в основе которой - достойная зарплата. А у нас бросились судить авиадиспетчеров за то, что они попытались отстоять свои права на достойную жизнь. Какая же это стабильность? Если мы признаны страной с рыночной экономикой, то наш лозунг должен быть ясен: мировым ценам - мировую зарплату!
- Если бы государство вдруг решило сейчас ввести достойную зарплату для российских граждан - какую страну вы взяли бы за эталон?
- Знаете, за "красивые глаза" платить тоже нельзя. Российских авиадиспетчеров можно приравнять к американским, немецким, другим их коллегам. Но, извините, не платить же нашему металлургу, слесарю-сборщику автозавода зарплату американского коллеги, если у него производительность и качество труда в три раза ниже...
- Так, может, круг замыкается, и нам так и платят, как мы работаем?
- Трудно ответить. Ведь никто сегодня не занимается нашей с вами зарплатой, не сравнивает ее по отраслям. Поэтому, скажем, у наших нефтяников она в несколько раз выше, чем средняя по стране. Потому что они ближе к долларам. Так же, как и банковские служащие, и депутаты. Наш чиновник сам себе назначает зарплату. Это - беспредел, хаос в оплате труда. Очевидно по крайней мере одно: стране, обладающей такими природными ресурсами, стыдно иметь такой среднедушевой доход, как у нас.
Почему нас называют Верхней Вольтой с ядерным оружием, а не Арабскими Эмиратами? Потому что там новорожденному открывают счет в банке на 5 тысяч долларов и начисляют приличные проценты до совершеннолетия. Там огромные социальные выплаты по здравоохранению. Потому что они считают, что нефть - это дар Аллаха и она принадлежит всему народу. Те, кто там находится у власти, не беднее наших олигархов. Но они понимают, как говорил в свое время бывший министр финансов Лившиц, что с народом надо делиться. Наши магнаты железки приватизировали, а де-факто стали хозяевами всех недр. Когда заместитель главы президентской администрации Дмитрий Козак весной прошлого года стал говорить о переходе на систему концессий, чтобы основные доходы от нефти шли в госбюджет, то олигархи были сильно обеспокоены. Сейчас это волнение затихло. Но собака нашей нищеты именно здесь зарыта. Они присвоили себе не то, что купили. Мы могли бы жить совершенно иначе...