- Таня, ты всегда в форме, "в тонусе". Скажи, это заслуга родителей, матушки-природы? Или тебе самой приходится прилагать определенные усилия, чтобы соответствовать жестким требованиям профессии?
- От природы я как раз довольно бесформенное существо. Я росла сутулая, кривая, вся закомплексованная по поводу своего роста, внешности. Поэтому у меня выхода другого не было, кроме как всерьез заняться собой. Я с детства ходила во все спортивные секции, которые только были мне доступны. Занималась волейболом, баскетболом, художественной гимнастикой... Как мне кажется, могла бы при желании добиться немалых успехов в пятиборье или другом виде спорта, связанном с выносливостью. Спортсменкой, как ты понимаешь, я не стала, но любовь к физическим упражнениям с тех пор так плотно вошла в мою жизнь, что я не представляю, как это можно несколько дней подряд не делать, скажем, гимнастику. После этого я даже стесняюсь выйти на сцену - мне кажется, все догадываются, что я себя распустила. И тогда срочно иду в спортивный зал, где буквально изнуряю себя.
- И как выглядит твое изнурение?
- Каждый день с утра я еду в один современный спортивный комплекс, где есть все для занятий. Сначала иду в так называемый кардиозал, где врачи измеряют пульс, инструкторы подбирают оптимальную для меня нагрузку. Потом я занимаюсь йогой, аэробикой, потом той же самой аэробикой, но уже с тяжестями, потом еще на полчасика захожу в тренажерный зал. Словом, даю нагрузку на все группы мышц, включая руки, ноги, живот, ягодицы... Получается больше двух часов интенсивных занятий, зато, когда выхожу из зала, принимаю душ, чувствую себя так, словно 20 лет сбросила: каждая частичка тела подчиняется и служит мне.
- Такую насыщенную ежедневную программу не каждый выдержит...
- Согласна, это трудно. Приходится отказываться от многих удовольствий - ночных посиделок, поздних гостей. Если судьба заносит меня вечером в ресторан, тут же начинает точить мысль: мне надо домой, я должна выспаться, ведь завтра с утра - спортивный зал. В последнее время я веду довольно аскетичный образ жизни, у меня на счету каждая минута. Тем более что сейчас с режиссером Шамировым мы выпускаем новый спектакль, который требует от меня напряжения всех сил. Но мне такой образ жизни не в тягость, а в радость.
- Сознайся, на гастролях даешь себе послабление?
- Никогда. Если при гостинице есть спортивный зал, хожу туда. Если зала нет - сдвигаю в номере мебель в один угол и на коврике делаю гимнастику, растягиваю себя, гнусь в разные стороны. В последнее время я очень много езжу со спектаклями по стране. Недавно, например, вернулась с Дальнего Востока, а это огромные нагрузки, смена часовых поясов. Если бы не занималась спортом, ни за что такой режим нормально не выдержала бы. А кому сегодня нужна больная, недомогающая актриса?
- И все-таки, подозреваю, даже тебе иногда приходится болеть. Как выходишь из ситуации?
- Ты знаешь, за всю свою довольно уже продолжительную жизнь я не сорвала по болезни ни одного спектакля, не отменила ни одного съемочного дня. Разве что когда детей рожала - тогда на неделю выходила из строя. А остальные недомогания - это не в счет. У меня в ящиках много бюллетеней валяется, которые открывались, а потом не закрывались. Потому что утром я заболевала, а вечером, если был спектакль, все равно шла в театр и играла на сцене. И самое удивительное - после спектакля становилось легче. Сцена, как известно, лечит.
- Но не до такой степени, чтобы за один спектакль избавить от простуды, гриппа... Как лечишься, если почувствовала недомогание?
- Я не люблю лечиться, зато люблю лечить. Я буквально залечиваю своих знакомых, родных, как только они попадают ко мне в руки. А сама стараюсь обходиться большей частью без лекарств. Принимаю таблетки, если уж совсем худо приходится. Регулярно пью витамины, но только те, которые покупаю за границей. У меня есть стойкое подозрение, что на нашем внутреннем рынке сбывают всякие неликвиды, подделки. Есть даже официальная статистика на этот счет: каждый десятый препарат в наших аптеках - фальшивый. Очень люблю натуральные соки, которые сама готовлю. Выжимаю сок моркови, свеклы, картошки, капусты, сельдерея, смешиваю, получается замечательный витаминный коктейль. Перед спектаклем выпиваю, случается, до литра этого поистине целебного напитка. Получаю такой заряд бодрости, что не сравнить ни с каким кофе или крепким чаем.
- А что ешь? Все подряд или придерживаешься определенной диеты?
- В связи со своей "профессиональной" болезнью - язвой - я не ем острого. Да и не люблю ничего такого на самом деле. Обожаю каши - овсянку, гречку, люблю творог, молоко, рыбу... Хлеба совсем не ем, отучила от него и своих домашних. Хотя раньше хлеб для меня был слаще торта. Когда заболевала (а больных принято баловать), позволяла себе кусочек хлеба с маслом. Сейчас и этой радости я добровольно себя лишила.
- Дети питаются по твоей системе?
- С детьми трудно. Они любят мясные блюда. А я вкус мяса даже и не помню. И, честно сказать, не понимаю, как оно может нравиться. Это связано, впрочем, не только со вкусовыми ощущениями, но и с моими мыслями по поводу того, что нельзя есть живое. Но сын Филипп, как все мужчины, не может без мяса, иначе он не наедается. Дочь Лиза пока солидарна с ним. Но я постепенно надеюсь приучить ее к здоровому питанию. Пока же у нас дома готовится два разных меню - мясное для них и преимущественно вегетарианское - для меня.
- Спортивный образ жизни, диета - важные слагаемые здоровья. Но есть еще, наверное, и чисто женские секреты, как не стареть, как быть "самой обаятельной и привлекательной"...
- Насчет "самой обаятельной и привлекательной" - это не ко мне. Я понимаю, что такое следить за собой, быть в форме. Но не для того, чтобы обольстить кого-то, а для себя самой. Для людей, которые каждый вечер видят меня на сцене. Я не хочу их разочаровывать - хочу, чтобы они меня видели такой, какой хотят видеть.
А насчет секретов - они хорошо известны. Безусловно, не стоит курить. Лично я один раз - это было еще в детстве - попробовала выкурить сигарету, тут же упала в обморок, и на этом мое баловство с этим делом закончилось. Я бы и всем курящим женщинам посоветовала завязать с этой пагубной привычкой. Опять же, выпивать надо меньше. Спать, наоборот, больше. Что еще? В массаж я не верю - это приятная процедура, но, считаю, - для ленивых. Верю в пластическую хирургию - другого способа бороться с внешними проявлениями старости не вижу. Пластических операций не надо бояться - их надо делать, и чем раньше, тем лучше. Все американские кинозвезды, топ-модели начинают прибегать к помощи пластической хирургии уже в 25-30 лет. Кому коленки надо подправить, кому уши, нос, глаза... У нас же впервые идут к хирургу в 50-60 лет. В итоге - огромный стресс для всего женского организма, да и эффективность операции в этом возрасте уже невелика... А если заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, вовремя делать подтяжки, то и в 50, и в 60 ты будешь на высоте.
- Как-то в одном интервью ты говорила мне, что женщина и в 70 лет может быть желанной и любимой...
- Я и сейчас уверена в этом. Бывая за границей, я часто любуюсь там женщинами, которые буквально расцветают после шестидесяти. Они хорошо одеваются, всегда спокойны, много путешествуют, следят за собой. Честно говоря, я хотела бы вот так достойно состариться...
- К слову говоря, тебя не посещает мысль "завязать" с профессией, пожить, что называется, для себя?
- Конечно, посещают, тем более что возраст подкрадывается критический. Но тихая пенсионная старость - все-таки не для меня, не для моего темперамента. Я люблю свою профессию и, по-моему, неплохо ею владею. И если меня не попросят со сцены, я буду на ней до последнего дня, до последнего часа...