Историю тридцатисемилетней Ангелины Ермишиной, матери троих детей, обвиненной в причастности к убийству своего бывшего мужа, мы узнаем во время первого после суда свидания в колонии с мужем нынешним, отцом десятимесячной дочери. Впрочем, любителей криминальных историй, коих нынче на телеэкранах пруд пруди, ждет разочарование: в течение трех часов эфирного времени все обстоятельства этого довольно запутанного дела так и не будут представлены.
И не об этом, впрочем, фильм - не о преступлении и наказании и даже не о справедливости правосудия или милосердии (или - наоборот) государства, а о всепобеждающей силе любви, о счастье материнства и отцовства, о способности человека в любых ситуациях оставаться человеком. Автор нигде не формулирует прямо свои мысли. Мало того, он очень неторопливо разворачивает материал, словно учитывая, насколько в последние годы зачерствели наши души, насколько мы "отвыкли" от встреч с людьми, подобными Ангелине. В самом деле, на нее свалились одно за другим несчастья: удалили пораженное туберкулезом легкое, отняли младенца, заточили в колонию, а она улыбается, по-прежнему верит в добро, в любовь...
Рядом с нею - тоже не сразу, а постепенно, от кадра к кадру - вырастает фигура внешне неприметного "очкарика" Льва, нынешнего мужа, взявшего на себя тяжкий труд - там, на воле, содержать троих ее детей. Трогательные отношения супругов в короткие часы свидания в казенной комнатушке проходят под пристальным взглядом телекамеры. Им, впрочем, нечего стыдиться - их любовь прошла суровое испытание и выдержала его.
Есть в ленте Шадхана еще одна сюжетная линия, на первых порах кажущаяся сугубо служебной. Это долгие разговоры автора с начальником колонии, в которой отбывает наказание Ангелина. Немолодой офицер, три десятилетия отдавший своей нелегкой профессии, сначала выглядит эдаким служакой-сухарем, не способным отойти хотя бы на шаг от лагерных инструкций. Но затем настойчивость телепублициста, начавшего разговор вроде бы издалека: не было ли на памяти начальника случаев романов между кем-то из охранников и заключенными женщинами? - неожиданно приносит результаты. Тот вдруг рассказывает редкую по искренности историю своей роковой любви, и этот сюжет придает фильму дополнительную глубину.
Известна похожая на миф история древнегреческого философа Диогена, который имел обыкновение солнечным днем бродить по улицам с горящим фонарем. В ответ на недоуменные вопросы отвечал: "Ищу человека!" Такими диогенами были в лучшую пору отечественной телепублицистики талантливые журналисты. Прошло время, и традиция "человековедения" стала затухать, уступая место новейшим моральным постулатам, соответствующим жестоким правилам рыночного общества. Теперь уже впору искать на ТВ покинувших его диогенов.
Вот, наверное, почему так заметны те немногие передачи, в которых авторы всматриваются в человека, пытаются понять его в радости и в горе. На минувшей неделе вышел уже пятый выпуск нового цикла Валентины Пимановой "Кумиры" (ОРТ), посвященный на сей раз артисту и певцу Владимиру Трошину. До него нам рассказали о киноактрисе Наталье Кустинской, фигуристе Игоре Бобрине, певце из "Ласкового мая" Юрии Шатунове, телеведущей Элеоноре Беляевой. Я специально привел полный список "действующих лиц", чтобы стало понятно: журналистку в отличие от иных ее коллег, гоняющихся за благоденствующими, лоснящимися богатством и успехом "звездами", интересуют люди, пик славы которых - позади. Но при этом нигде нельзя заметить снисходительного отношения автора к своим героям или тем более унижающей их жалости. Все это люди сильные, яркие, ставшие кумирами благодаря своим талантам и труду. В их монологах открывается немало подробностей, выходящих за пределы индивидуальной творческой биографии. Скажем, В.Трошин поведал бесценные для историков отечественной песни подробности создания песни "Подмосковные вечера", рассказал об обстоятельствах ссоры с великим Леонидом Утесовым после того, как по сути обманом был вовлечен в работу по реставрации фонограммы фильма "Веселые ребята".
Эффектная экранная форма цикла точно воплощает его замысел, на который "работает" и дизайн студии, где собраны атрибуты прошлого - патефон, старый ламповый приемник, громоздкий фотоаппарат на треноге. Все в ней, от пола до потолка, будто запорошено светло-серой пылью, покрыто патиной времени. На эти стены проецируются кадры-воспоминания кино- и телехроники. Вглядываясь в мелькающие на сером "экране" тени прошлого, герои нередко не в силах сдержать свои эмоции.
Вместе с ними переживаем встречу с минувшим и мы, зрители, благодарные телевидению за редкое чудо приобщения к человеческим судьбам.