ЗАКЛЮЕТ ЛИ "НИКУ" "ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ"?

Национальная кинематографическая премия "Ника" (еще ее называют "наш Оскар") справляет в этом году свой 15-летний юбилей. Казалось бы, есть повод громко отметить это незаурядное событие в культурной жизни страны. Но на лицах нынешних руководителей "Ники" - Эльдара Рязанова, Юлия Гусмана, Игоря Шабдурасулова, организовавших в ИТАР-ТАСС предъюбилейную пресс-конференцию, лежала, как мне показалось, тень озабоченности. И тому были свои причины...

Дело в том, что председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, не очень жалующий "Нику" еще со времен "Урги" (тогда его замечательная картина получила всего один приз, в частности, обойденным наградой оказался актер Владимир Гостюхин, что, говорят, сильно рассердило Никиту Сергеевича), в последнее время участил "наезды" на эту премию. Особенно массированной атаке подверглась "Ника" на последнем съезде Союза кинематографистов, где Михалков обещал учредить свою академию и свою национальную премию - в пику или даже вместо ныне существующей. А если Михалков чего сильно захочет, то непременно того добьется. Вот, думается, почему в речах руководителей "Ники" звучали примирительные нотки. Они всячески и, как мне показалось, искренне протягивали руку дружбы Союзу кинематографистов России, Никите Михалкову, призывали его делать "Нику" сообща. Не вышло.
В разгар пресс-конференции выяснилось, что Никита Сергеевич чуть раньше уже объявил о создании "альтернативной" премии. В соответствии с его государственно-патриотическими взглядами она будет называться вполне пафосно - "Золотой орел", статуэтку орла изготовит сам Зураб Церетели, а церемония награждения будет показана, само собой, по первому каналу.
Стало быть, теперь у нас будут две национальные кинематографические премии? Казалось бы, ничего страшного в этом нет: существуют же у нас два МХАТа, множество разнокалиберных театральных премий... И все-таки есть в этой коллизии одна маленькая тонкость. Только в одной Москве работает 200 театров, в год они выпускают 700-800 спектаклей! Что же говорить про всю матушку-Россию, здесь счет спектаклей идет на тысячи... А вот фильмов выходит на экраны всего ничего: 40-50 названий в год. Из них по-настоящему интересные ленты можно пересчитать по пальцам одной руки. Кого награждать будем? Не возникнет ли странная ситуация, что одна и та же, не обязательно выдающаяся, лента в отсутствие реальной конкуренции получит и "Нику", и "Золотого орла"? В Америке создается ежегодно около 400 фильмов - и как-то одного "Оскара" им для этого богатства вполне хватает (премии помельче не в счет). А нам одной "Ники" для 40 фильмов, выходит, мало...
Другой аспект этой ситуации. В академии "Ника" состоит нынче порядка 400 человек - это, без преувеличения, сливки кинематографического сообщества. Кого в таком случае будет "рекрутировать" Никита Михалков под свои знамена? Тех же людей, что состоят нынче в "Нике"? Как-то все это странно. Станет "перетягивать", "переманивать" людей из одной, уже реально существующей, академии в другую, которая еще только создается? Но это, как ни крути, грозит расколом еще недавно единого, монолитного Союза кинематографистов. Жаль, если это произойдет...